Тайцзи-цюань в школе Чжэнь Дао
Тайцзи-цюань (太極拳 — «кулак великого предела») — стиль ушу. Создателем Тайцзи-цюань считается даосский отшельник Чжан Саньфен (张三丰), живший в Уданских горах. Известно, что до того, как он создал Тайцзи-цюань, этот человек был Мастером шаолиньских боевых искусств, где основной акцент смещен на физическую силу.
Существует легенда, что Чжан Саньфен разработал свое искусство после того, как увидел схватку журавля и змеи. Но есть еще одна версия и, с точки зрения Даосских Школ, более правдоподобная: однажды во время медитации к Мастеру Чжану явился Бессмертный Небожитель и передал ему искусство Тайцзи-цюань. В этом нет ничего необычного, ведь Чжан Саньфен прежде всего был Даосским Мастером внутренней алхимии, и лишь потом – Мастером боевых искусств.
В Тайцзи-цюань особое внимание уделяется работе с энергией – это приводит к появлению внутренней силы (усилия), которая называется цзинь. Данное искусство могут изучать люди всех возрастов, так как специальная подготовка тела типа шпагат, акробатические прыжки и т.п. не требуется. Кроме того, последовательность движений подобрана таким образом, что Ци начинает автоматически циркулировать правильно, даже если вы о ней ничего не знаете.
Тайцзи-цюань относительно проще в освоении, чем внутренняя алхимия, и он является очень эффективной оздоровительной и боевой системой, потому и получил широкое распространение. Тайцзи Цюань — кулак великого предела. Кто хоть немного знаком с китайской культурой, может понять, какой глубокий смысл заложен в этих словах. Здесь и глубокая философия миропонимания, и вполне практический подход к житейским ситуациям.
В наше время существуют различные стили Тайцзи-цюань: Чень, Ян, У, Сунь и др. и каждый из этих стилей имеет свои особенности. Очень часто можно услышать утверждение, что стиль Тайцзи-цюань, который вам преподают, является самым правильным, остальные же делают все совсем не так как следует. Данная тенденция прослеживается не только у нас, но и в самом Китае, где Мастера Тайцзи-цюань (как и Мастера других стилей) не могут найти полного взаимопонимания и ведут бесконечные споры о том, чей же стиль наиболее правильный и полнее воплощает основные принципы этого искусства.
А ведь всем практикующим было бы лучше найти общий язык и помогать друг другу, а не осуждать иные стили, доказывая, что рука или нога во время выполнения упражнения должна двигаться только так и никак иначе – такие разногласия отнюдь не способствуют делу сохранения и распространения искусства Тайцзи-цюань.
В нашей школе Чжэнь Дао преподается Тайцзи-цюань стиля Ян.
Уже через несколько месяцев занятий вы почувствуете, что ваше тело окрепло, вы стали сильнее духом, а Ци свободно струится по вашему телу, делая его здоровым, сильным и выносливым. Со временем вы обнаружите, что ваше чутье обострилось, улучшилась реакция, вы предвидите действия соперника и с легкостью выходите из любого затруднительного положения. Безусловно, все эти качества сделают из вас хорошего бойца, и вы сможете, в случае необходимости, постоять за себя.
Тайцзи Цюань — это также состояние Сознания. Секрет успеха во всепоглощающей Осознанности, пребывании Здесь и Сейчас. В таком состоянии мы способны отделить хорошее от плохого, жизнь становится лучше. Все наши беды, болезни от неправильных мыслей. Тайцзи Цюань – как средство эмоционально и духовно обогатить нашу жизнь, сделать ее качественно лучше. Наши занятия научат вас правильному отношению к жизни — нет безвыходных ситуаций, есть лишь вопросы, которые вы способны решить.
На занятиях в нашей школе мы совмещаем как теоретический, так и прикладной аспекты. Вы узнаете, как правильно работать с телом, не закрепощая его. Статические и динамические упражнения разовьют природную гибкость, укрепят суставы и сухожилия.
Чаще всего тайцзи-цюань показывают в виде медленной формы и многие даже не подозревают, что это искусство более глубокое и многогранное. Вот краткая программа изучения этого искусства в нашей школе Чжэнь Дао:
- Изучение основных принципов Тайцзи-цюань (правильное расслабление, разминка с учетом основных принципов, правильное положение тела, правильное дыхание, внутренняя работа с Ци и т.д.)
- Изучение базовых движений Тайцзи-цюань
- Изучение большой формы (большой каркас — 108 движений)
- Старый каркас (лао цзя)
- Тренировка внутренней силы (особые упражнения позволяющие наработать внутренние усилия)
- Изучение быстрой формы с акцентом на выброс усилия (фа цзинь).
- Изучение малого каркаса (сяоцзя)
- Изучение «нижнего каркаса» или «каркаса земли» (дицзя)
- Парная работа — туйшоу (толкающие руки) и саньшоу (спарринг)
- Работа с оружием: комплекс с мечем, комплекс с двумя мечами (медленная форма, быстрая форма)
Для проработки тела за основу взята большая форма, в которой так естественно Инь сменяет Ян, полное заполняет пустое, а мягкое побеждает твердое. Через форму мы учимся понимать себя, свое тело. Чувствовать малейшие процессы, которые протекают внутри и добиваться того чтобы, как говорят мастера, мысль вела Ци, а Ци – Тело. Большая форма откроет для вас океан возможностей применения вашего тела в бою. Мы детально разбираем каждое движение и его практическое применение.
Чтобы проверить насколько вы усвоили большую форму и владеете своим телом, существует парная практика — Туй Шоу (липкие руки). Задача заключается в том, чтобы вывести из физического равновесия другого человека посредством давления, нажимания, толкания, срывания, используя минимум физической силы. Тут и пригодится ваша чувствительность, мягкость и податливость, граничащие с упругим усилием.
Для работы с Ци существует раздел Тайцзи — Цигун. Эти упражнения способствуют хорошей проработке энергетических каналов, убирая застои Ци, равномерно распределяя ее по всему телу и оздоравливая вас как внешне, так и изнутри. Для тех, кто освоил эти разделы, мы предлагаем изучить форму с оружием, меч Цзянь. Это обогатит ваше понимание Тайцзи Цюань и выведет вас на совершенно другой уровень. Меч служит продолжением нашей руки. Посредством работы с мечем, мы будем учиться выводить накопленную Ци наружу.
Тайцзи Цюань — дорога длиною в Жизнь, каждый сможет взять то, что для него ценно и применить в повседневности. Тайцзи Цюань гораздо практичнее, чем вы можете себе это представить! Ждем вас на наших занятиях, с радостью поделимся нашим опытом.
Линия передачи тайцзи-цюань
Тайцзи-цюань, или «Кулак Великого Предела», является очень глубоким искусством, которое может быть использовано и как система оздоровления-самосовершенствования, и как искусство боя. Часто можно услышать, что для успешного изучения Тайцзи-цюань в первую очередь важно быть уверенным в том, что ваш Учитель получил свои знания от другого Учителя и так далее, вплоть до основателя стиля. Безусловно, это верная точка зрения, но так ли здесь все просто, как может показаться на первый взгляд?
Правда в том, что, даже имея линию передачи преемственности, Учитель может не обладать всей полнотой знаний или не передать их дальше.
Давайте немного вспомним историю стиля Ян. Приехав в Пекин, Ян Лучань, сражаясь с разными соперниками, получил прозвище «Ян не имеющий противников». В дальнейшем он начал преподавать Тайцзи-цюань членам императорской семьи и знати, и тем из них, кто проявлял искренний интерес к его искусству, он передавал его во всей полноте. Безусловно, полный объём передаваемых знаний не был прост в изучении и включал много комплексов и методов тренировок.
Однако после падения императорской династии семья Ян была вынуждена зарабатывать себе на жизнь, преподавая тайцзи-цюань всем желающим. А для того, чтобы это было возможно, требовалось упростить стиль, сделать его более доступным и легким, да и раскрывать все тайны семейного искусства всем, кто этого захочет, у семьи Ян не было желания.
Известно также, что сыновья Ян Лучаня Ян Баньхоу и Ян Цзяньхоу хотя и обладали всей полнотой знаний семейного стиля, но обучали лишь некоторым его разделам. Так, Ян Баньхоу обучал в основном большому и малому каркасу, а Ян Цзяньхоу – большому каркасу и старому каркасу. Сын Ян Цзяньхоу Ян Чэнфу обучал в основном большому каркасу, а комплекс длинного кулака (чанцюань) передавал лишь избранным ученикам. Таким образом, мы видим, что разные представители семьи Ян обучали по-разному и не раскрывали широкой аудитории всех своих секретов; и это могло касаться даже их приближенных учеников.
Поэтому даже линия прямой передачи не дает гарантии, что изучаемое искусство является полным.
Так, например, сейчас повсеместно можно увидеть большой каркас, в котором движения выполняются мягко и плавно, а вот о старом каркасе, быстром каркасе или о тренировке быстрого выброса цзинь в стиле Ян (и производных от него стилях) практически ничего не известно и очень немногие вообще знают об их существовании.
Теперь хотелось бы коснуться Тайцзи-цюань, который изучается в Школе Чжэнь Дао, и его линии передачи. Патриарх нашей Школы Люй Шиян изучал Тайцзи-цюань под руководством двух выдающихся Мастеров – Сяо Гунчжо и Чжао Биня. Их линии передачи показаны ниже:
Ян Лучань (杨露禅) – Фу Чжоу (富周) – Фу Ин (富英) – Сяо Гунчжо (萧公卓) — Люй Ши Ян — Виталий Лищина
Ян Лучань – Ян Цзяньхоу (杨健侯) — Ян Чэнфу (楊澄甫) — Чжао Бинь (赵斌) — Люй Ши Ян — Виталий Лищина
Одним из выдающихся учеников Ян Лучаня был Фу Чжоу, потомок знатного рода и генерал. Чжоу был одним из избранных учеников, который прошел полную систему обучения у Яна. Еще в те времена, когда сын Ян Лучаня Ян Баньхоу решил изменить систему передачи мастерства, дабы сохранить семейное искусство, Фу Чжоу отказался изменить систему тренировок и продолжал заниматься так, как его учил Ян Лучань. Позже он передал свое искусство своему сыну Фу Ину, который обучил всему Сяо Гунчжо. Поскольку Мастер Люй Шиян изучал Тайцзи-цюань не только у Чжао Биня, который был внучатым племянником Ян Чэнфу, но и у Сяо Гунчжо, то в нашей Школе присутствуют принципы тренировок и формы, которые сейчас очень сложно увидеть еще где-то, кроме как в линии Сяо.
Ниже приводится краткое описание лишь некоторых форм Тайцзи-цюань стиля Ян, которые изучаются в Школе Чжэнь Дао после освоения основных принципов и движений.
- Большая форма (да цзя — большой каркас) – является базовой формой, которая закладывает фундамент для дальнейшего мастерства. Движения в форме широкоамплитудные, медленные и плавные, дыхание спокойное, а вдох и выдох соотнесены с открыванием и закрыванием. Практика этой формы помогает улучшить циркуляцию Ци в теле, научиться успокаивать сердце и сознание, и поэтому ее терапевтический эффект очень высок. Основная стойка в этой форме ? гунбу (70% веса на передней ноге).
- Низкий каркас (ди цзя) – форма предназначена для увеличения внутренней силы тела, поэтому движения здесь выполняются в низких стойках. Из-за этого имеются различия между большим и низким каркасом.
- Старый каркас (лао цзя) – отличается от большого каркаса, ряд движений выполняются иначе, что дает возможность увидеть дополнительные применения и еще глубже понять принципы Тайци-цюань. Основная стойка, которая используется в этом каркасе ? саньти (70% веса на задней ноге), что позволяет глубже понять боевое применение форм и заложить хороший фундамент для эффективного выброса цзинь в реальных условиях, а не только в формальных упражнениях.
- Быстрый каркас (куай цзя) – это особая быстрая форма Тайцзи-цюань стиля Ян. Все движения выполняются быстро и легко, выброс цзинь взрывной и мощный. Фактически именно эта форма дает возможность по-настоящему понять, каким образом использовать движения Тайцзи в реальном бою.
- Малый каркас (сяо цзя) – движения в форме малоамплитудные, но несмотря на это, выброс усилия все так же взрывной и мощный. В направлениях некоторых Мастеров куай цзя и сяо цзя – это одно и тоже, но в нашей Школе между ними есть разница, которая заключается в амплитудности движений, что накладывает отпечаток и на особенности выполнения самих движений.