Практический даосизм
Даосская традиция является одной из самых древних в мире, имеет тысячелетнюю историю – и этот возраст подтвержден историческими сведениями. И то, что эта традиция дошла до наших дней, свидетельствует о ее эффективности и надежности.
В наше время в Китае известно великое множество различных систем совершенствования, но, так или иначе, их можно отнести к одному из нижеприведенных направлений:
- оздоровительный или медицинский Цигун,
- жесткий Цигун,
- Даосская школа,
- Буддийская школа или
- Конфуцианская школа.
Школа Чжэнь Дао относится к Даосской традиции, но в тоже время она придерживается идеи «единства трех учений», где три учения – это Даосизм, Буддизм и Конфуцианство. Это означает, что последователи Школы Чжэнь Дао признают общность идей в этих традициях, несмотря на некоторые различия в подходах к практике.
На протяжении многих веков философия этих трех доктрин влияла на мышление китайцев и практически на все сферы их жизни. Политика, наука, медицина, психология, живопись, музыка, литература, дизайн и военное искусство несут на себе глубокий отпечаток этих учений. Несмотря на то, что известность даосизма, буддизма и конфуцианства с каждым годом растет, на русском языке пока еще очень мало адекватных и серьезных исследований, которые бы освещали их достаточно глубоко.
Одна из сложностей проведения исследований заключается в том, что многие философские тексты этих учений написаны на вэньяне, который зачастую не так легко понять даже самим китайцам, не говоря уже о европейцах. Помимо этого, как и в любой сфере, здесь есть своя особая терминология и символический язык, истинное значение которого сложно понять не будучи посвященным в само учение.
В древнекитайском языке нет склонений, спряжений, конкретного времени и рода; наблюдается частое отсутствие союзов; значение слова сильно зависит от контекста, который иногда сложно уловить без особых специализированных знаний. Поэтому, перевод и толкование текста очень сильно зависит от конкретного человека и его понимания (и непонимания) учения, текст которого он читает. В итоге, смысл возможных вариантов переводов может быть как достаточно похожим, так и сильно различным. Это мы можем увидеть на примере имеющихся переводов трактата «Дао Дэ Цзин», коих на русском языке существует больше десятка.
Исторически даосизм относят к мудрецу Лао-цзы (老子), который жил примерно в 5-3 вв. до н.э. и написал трактат «Дао Дэ Цзин» (道德经). Можно смело говорить о том, что это наиболее известный даосский текст во всем мире и существует множество вариаций его перевода.
Второй исторической фигурой, с которой связывают возникновение даосизма, является император Хуан-ди (黃帝), согласно легендам живший в 26 в. до н.э. Это, как вы понимаете, было очень давно. Император Хуан-ди является мифологической персоной и доказать факт его существования невозможно, поскольку даже самую раннюю китайскую письменность, называемую цзягувэнь (甲骨文) или «надписи на черепаховых панцирях», относят к 14 — 11 вв. до н.э. Но, откровенно говоря, любого преданного последователя даосизма мало волнуют эти исторические нюансы и нестыковки, а мифологическая составляющая учения играет зачастую большую роль, чем реальные исторические факты. По этой причине даосизм иногда еще могут называть «Хуан-Лао сюэ» (黃老学 — Учение Хуан [Ди] и Лао [Цзы]).
Развитие человека может проходить по одному из Трех Путей: низшему (совершение добрых дел), среднему (совершение религиозных ритуалов) или высшему (медитация и духовные практики). Даже если вы просто хотите укрепить здоровье, ищите смысл жизни, хотите избавиться от стресса, познать себя и т.д., вам в любом случае придется развиваться, так как развитие подразумевает изменение себя, а именно изменение себя и принесет перемены в вашу жизнь.
В Школе Чжэнь Дао изучают путь Внутренней Алхимии как основной высший метод совершенствования, а вот изучению методов Среднего Пути (даосских церемоний, ритуалов и молитв) внимание не уделяется. Поэтому данная школа изначально рассчитана на людей с высокими способностями. Под высокими способностями подразумевают:
- развитый ум, для того чтобы уметь анализировать полученную информацию;
- умение преодолевать большие трудности, с которыми ученик столкнется при практике;
- способность проникать в изначальную истинную суть наставлений Учителя;
- возможность открывать свое сердце и сознание для восприятия новых знаний, т.е. быть «пустым сосудом»;
- обладать огромной силой воли и терпением и т.п.
Долгое время школы такого уровня были закрытыми, а знания передавались лишь избранным ученикам, в отличие от Низшего и Среднего Пути, которые достаточно широко распространены в Китае. Только в середине 80-х годов ХХ века произошел некий перелом, и в это время несколько школ Внутренней Алхимии частично обнародовали свои знания, а их представители начали открыто обучать техникам, которые веками хранились в тайне. И Школа Чжэнь Дао является одной из них.
Традиционное название для Школ Практического Даосизма является Дао Цзя (道家), что в дословном переводе означает «даосская семья», а вот для Религиозного Даосизма в основном используется название Дао Цзяо (道教), что означает — «даосское религиозное учение».
Таким образом, Практический Даосизм (道家) – представляет собой древнюю систему методов самосовершенствования, проверенную многими поколениями практикующих, с глубочайшими практическими методами (Внутренняя Алхимия) и теоретически-философским учением, касающимся всех аспектов гармоничного развития человека. Это достаточно сложное искусство и требует большой самоотдачи от практикующего.
За тысячелетнюю историю существования даосизма возникло множество школ и всевозможных методов самосовершенствования. Некоторые из этих школ имели очень широкую известность и влияние, например, «Путь Небесных Наставников» (天师道) или «Цюаньчжэнь» (全真教), а о некоторых мало кто знал, кроме небольшой группы посвященных.
Существует множество искусств, которые были разработаны даосскими мастерами, и в наше время некоторые из них начинают обретать все большую известность. Наибольшую популярность обрел Цигун (стоит отметить, что цигун бывает не только даосский, да и само это слово для обозначения различного рода психофизических практик начало использоваться лишь в середине прошлого столетия).
Помимо Цигуна, в даосской традиции есть и методы работы с телом, которые называются Дао Инь (導引), дыхательные упражнения Туна (吐纳), мастерство сна (睡功), а также наиболее «мистический» и таинственный раздел Внутренняя алхимия (内丹).
Школа Чжэнь Дао не является религиозной (道教), а представляет собой систему Практического Даосизма (道家), потому ее может изучать любой человек, независимо от его вероисповедания и национальности. Данное направление можно сравнить с наукой, и также как разные научные дисциплины имеют свой предмет изучения, например: для химии это органические и неорганические вещества, для математики – это числа, то для Практического Даосизма таким предметом является сам человек, его тело, энергия и сознание, то, как он взаимодействует с Миром, и какое место в нем занимает.
Школа Чжэнь Дао дает вам возможность продвигаться по Пути совершенствования тела и духа на столько далеко, на сколько вы готовы, начиная от простого укрепления здоровья и заканчивая полной реализацией своего потенциала в этой жизни. Вот основные этапы Пути, которые вам доступны в школе Чжэнь Дао:
- Определите для себя, какой из Трех путей развития вам подходит на данный момент. Вы всегда сможете изменить свое решение, если почувствуете в этом необходимость или готовность к большему.
- Закладывание фундамента — этот этап Пути подразумевает базовое оздоровление тела, очищение сердца и сознания, совершенствование своих добродетельных качеств. Если вы выбрали Низший или Средний Путь развития, то закладывания фундамента вам будет достаточно, чтобы следовать по пути совершения добрых дел или религиозных обрядов. Если вы решили следовать Высшему Пути, то этот этап позволит заложить прочную основу для дальнейшего саморазвития. Практики закладывания фундамента также позволят вам познакомиться с даосской традицией и решить для себя, подходит ли она вам.
- Знакомство с Внутренней алхимией — знакомство с даосскими медитативными практиками на семинаре по 1-му уровню Внутренней алхимии или ритрите школы Чжэнь Дао.
- Становление личной практики Внутренней алхимии — на этом этапе ученик посещает регулярные занятия, ритриты и семинары Чжэнь Дао, а также занимается самостоятельно. Именно этот этап подразумевает взращивание намерения развиваться и именно на этом этапе ученик принимает решение, идти ли по Высшему Пути саморазвития.
- Помощь в распространении Учения — важный этап личной практики, который подразумевает взращивание добродетельных качеств и посильную помощь школе Чжэнь Дао в распространении Учения.
- Посвящение в Традицию — когда ученик принимает решение о том, что школа Чжэнь Дао и даосский Путь подходят ему для саморазвития, он может пройти посвящение в Даосскую Традицию школы Чжэнь Дао. Такое посвящение представляет собой определенный ритуал, который обычно проводится на ритрите школы. Посвящение устанавливает особую духовную связь между учеником и всеми Учителями Школы Чжэнь Дао.
- Посвящение в личные ученики — устанавливает более глубокую духовную связь с Традицией Чжэнь Дао, чем обычное посвящение, а также открывает ученику доступ к закрытым практикам школы для дальнейшего совершенствования.