Тайци-цюань и тайцзичанцюань мастера Ян Чэнфу

Строго говоря, Тайцзи-цюань не является даосской практикой, хоть и был создан, по одной из версий, даосским мастером Чжан Саньфэнем. Но в этом стиле китайского ушу движения так гармоничны и согласованы с человеческой природой, что занятия Тайцзи автоматически гармонизируют движения Ци в теле занимающегося. Также, занимаясь этим видом ушу, можно научиться чувствовать свою внутреннюю Ци, и это может послужить первой ступенькой на пути к даосским практикам. Именно по этому данная статья включена в категорию «История даосизма».

В наше время широкую популярность приобрело мнение, что основное предназначение Тайцзи-цюань – это оздоровление, а боевой аспект является второстепенным. Действительно, терапевтический эффект Тайцзи-цюань достаточно высок, однако вышеуказанная точка зрения все же не верна. Для начала вспомним, что Тайзи-цюань – это стиль Ушу, а термин «ушу» переводится как «воинское искусство», и слово «цюань» в названии стиля означает «кулак». Все это очень хорошо показывает, что Тайцзи-цюань – это прежде всего боевое искусство, а уже потом оздоровительная практика. Практики, главной целью которых является оздоровление, в Китае называются либо Дао Инь, либо общим термином «Ян шэн фа» (методы взращивания жизни).

Ниже приведена (в сокращении) статья о тайцзицюань стиля Ян в переводе с китайского В. Бондаренко:

«Большинство людей думают, что тайцзицюань стиля Ян в стандартной передаче Ян Чэнфу состоит только из одного комплекса, и что Ян Чэнфу преподносил это искусство скорее как искусство для здоровья, чем искусство боя. Это неправильный подход. Ян Чэнфу рассматривал свое искусство как искусство боя, которое являлось также средством приобретения хорошего здоровья. Его 2 книги по тайцзицюань делают акцент на боевом искусстве и дают боевые интерпретации форм, описание теории боя, и он обучал своему искусству не как двигательной форме, а как искусству боя. И в действительности он преподавал и второй комплекс тайцзицюань ‒ для продвинутых учеников ‒ тайцзичанцюань.

Ян Чэнфу был известен главным образом как мастер боевых искусств, а не как эксперт по здоровью. Хотя оздоровительные возможности тайцзицюань были широко разрекламированы, но это не было основным аспектом преподавания Ян Чэнфу. Те, кто учились у него ‒ изучали искусство боя, и только со временем практика искусства приносила им здоровье (пример Чжэн Маньцин).

Перед переездом в Шанхай в 1925 году, Ян Чэнфу обучал не только большому каркасу, но продвинутым ученикам он также преподавал тайцзичанцюань.

После того как он поехал в Шанхай по приглашению Чэнь Вэймина, чтобы популяризировать тайцзицюань, он исключил тайцзичанцюань из своей учебной программы. Причиной являлось то, что в своих поездках по основным городам Китая, у него не было много времени на обучение учеников там, и поэтому он обучал только большому каркасу-дацзя.

Ранее большой каркас-дацзя Ян Чэнфу включал практику с выбросом усилия (фацзинь), чередованием быстрых и медленных движений, позже выбросы усилия были заменены широкой амплитудой движений, где энергия-ци является основным методом практики. Необходимо отметить, что не все движения практиковались с выбросом усилия (фацзинь), и что даже с изменением скорости требования к плавности, непрерывности, расслаблению и укоренению ‒ остаются теми же.

taichi1

До сегодняшнего дня тайцзичанцюань все еще преподается как продвинутый комплекс (всего лишь горсткой учителей) после того как достигнут достаточно высокий уровень владения в большом каркасе-дацзя. Обычно только тогда, когда изучен большой каркас-дацзя и он выполняется с выбросом усилия (фацзинь), можно переходить к тайцзичанцюань. Тайцзичанцюань ‒ относительно неизвестен, но остается продвинутым комплексом тайцзицюань мастера Ян Чэнфу.

Тайцзичанцюань мастера Ян Чэнфу ‒ это активный комплекс, намного более мобильный, чем большой каркас-дацзя, и более ориентирован на бой, чем большой каркас-дацзя.

Чтобы эффективно овладеть этим комплексом, необходимо уже владеть всеми аспектами большого каркаса-дацзя. Все суставы должны быть открыты, гибки и расслаблены. Центр тяжести должен быть опущен и без двойного веса, пять луков тела должны быть координированы, дух и макушка должны быть приподнята, а мышцы расслаблены, усилие-цзинь зарождается в стопах, направляется талией и выражается в кистях.

Скорость выполнения быстрее, чем в большом каркасе-дацзя. Выброс усилия-цзинь проявляется в быстрых движениях. Это живая форма, наделенная энергичностью и интенсивностью, во многом она похожа на боевой комплекс малого каркаса-сяоцзя мастера Ян Шаохоу.

На продвинутых уровнях выполняются и большой каркас-дацзя и чанцюань. Из-за того, что он ориентирован на бой, некоторые называют его боевой формой Ян Чэнфу. Другие, из-за быстрой скорости выполнения, называют его быстрой формой.

Сегодня редко учат тайцзичанцюань мастера Ян Чэнфу. Его практикуют немногие даже в Китае. Только те, кто занимался в ранний период у Ян Чэнфу и являлись его родственниками или близкими учениками — изучили этот комплекс.

Известно, что Ян Чэнфу демонстрировал публично чанцюань только один раз, это было в Шанхае».

Также хотим обратить ваше внимание на то, что форма Тайцзичанцюань Мастера Ян Чэнфу еще называлась Быстрой формой (куай цзя). Именно она в сочетании с парной работой позволяла приобрести необходимые боевые навыки для реального ведения боя, в отличие от практики туйшоу, которая направлена на проработку лишь некоторых необходимых качеств, но далеко не всех.

Как мы видим из приведенной статьи, даже в самом Китае очень мало людей знают о Быстрой форме и поскольку практикуется лишь Большая форма, которая выполняется медленно, то это в свою очередь и послужило распространению ошибочной точки зрения, что Тайцзи-цюань – это больше оздоровительная практика, чем боевое искусство.

Вам может также понравиться...