Занятия даосскими практиками начинается с Закладывания фундамента. Но прежде чем кинуться выполнять упражнения Цигун, Дао Инь и Сингун, стоит также ознакомиться со структурой знания, историей даосизма, основными вехами на Пути практикующего и подготовится к практике, создать максимально благоприятные условия, чтобы увеличить вероятность своего успеха.
Даосизм — это одна из древнейших систем совершенствования, методы которой позволяют полностью реализовать духовный потенциал человека и постичь его Изначальную природу.
Стоит понимать, что достижение наивысших результатов требует невероятных усилий! В древности продолжительность жизни людей была около 40-50 лет, потому для успешной передачи знания из поколения в поколение, даосские мастера брали всегда очень талантливых учеников, которые имели задатки для духовных практик. И даже несмотря на это, далеко не все реализовывали свой духовный потенциал полностью (достигали тела света). Даосские школы были всегда закрыты для широких масс людей, так как учителю было необходимо за 20-40 лет успеть передать все знания и обеспечить его передачу дальше и он просто не мог тратить свое время на бесперспективных учеников.
Лекция о даосизме
Еще одна лекция о даосизме
Сейчас пришло время расширения Пути, и многие школы начинают раскрывать даосские методы совершенствования широким массам без искажений их религиозными формами. Возможно, это происходит в том числе и потому, что сейчас значительно большее число людей имеет достаточно хорошее образование, чтобы стремиться к духовному саморазвитию (или большее число людей накопили хорошую карму, чтобы встретить учение).
Чему можно научиться у первого известного даоса, прожившего 300 лет
Даосизм обладает чертами науки и в высшей степени практичен. Но большинство людей не знают об этом, так как слышали только о религиозном даосизме. Это очень прискорбно, так как религиозный даосизм из-за культурных особенностей чужд нам, а вот практический даосизм — напротив, хорошо сочетается с рациональностью западного человека.
Религиозный даосизм имеет ограничение в духовном развитии, так как любая форма, в которую мы заключаем Изначальную истину, ограничивает эту самую истину и создает барьер для полного ее постижения. Именно привязка знаний к божествам и ритуалам мешает потом человеку на более высоких уровнях отвязаться от внешней формы, чтобы постигать свою Изначальную природу непосредственно без всяких символов и посредников, созерцая пустоту внутри себя.
Практический (первоначальный) даосизм позволяет человеку полностью реализовать свой потенциал, совершенствуя физическое тело, энергетическую структуру, сердце-сознание и дух.
Во 2-3 веке нашей эры в Китае начал активно распространятся буддизм, и даосские школы были вынуждены упростить даосское знание и облечь его в религиозную форму для более широкого распространения и конкуренции с буддизмом. А первые упоминания о даосском мастере (легендарном императоре Хуан-ди) датируются 2600 г. до нашей эры. Также известно, что и у Хуан-ди был свой учитель, а значит история практического даосизма теряется в веках и насчитывает минимум 5000 лет, в то время как религиозный даосизм существует всего около 2000 лет.
По легенде, император Хуан-ди (Желтый император) прожил 300 лет. Он создал первое Китайское государство в горах Куньлунь, подчинив себе вождей отдельных племен, и считается идеальным правителем, который использовал недеяние для управления страной, прислушивался к мудрым советникам и занимался даосскими практиками.
Согласно историографу Сыма Цяню, после установления мира Хуан-ди назначил чиновников-управителей и ввел первые законы. У него было 1200 жен и наложниц, которые родили ему 25 сыновей, 14 из которых основали известные китайские кланы.
Ему приписывается изобретение топора, лодки и весла, ступки и пестика, лука и стрел, платья и туфель, а также разделение земли на наделы. Его сподвижники создали иероглифическую письменность и календарь.
[zdao_restrict]
Следует понимать, что сейчас очень много профанаций по теме сексуальных даосских практик. Многие сайты и книги паразитируют на теме секса, искажая или вовсе давая неадекватную информацию. Даосские практики позволяют сохранять сексуальную энергию женщинам (останавливая месячные) и мужчинам (останавливая семяизвержения во время полового акта), а также существуют сексуальные практики, которые позволяют мужчине и женщине обмениваться Ци и направлять ее на очищение и изменение своих энергетических систем, совершенствование Ци и духа.
То-есть, во первых, это вовсе не китайская камасутра для увеличения удовольствия от секса. А во-вторых, эти практики могут серьезно навредить вашему здоровью, если вы будете выполнять их не подготовив свою энергетическую систему. Так как сексуальная энергия очень активная, и чтобы вывести ее из половых органов и направить на питание духа, необходимо предварительно очистить свои энергетические каналы, научиться погружаться в состояние глубокой медитации, получить определенный опыт в практиках нэйдань (внутренней алхимии), также иметь адекватное отношение к сексу и активно культивировать свою сердечную природу (чтобы дополнительная Ци не взращивала ваше эго и не приводила к разбалансировке всей жизни).
А с точки зрения даосского наследия, Хуан-ди приписывают авторство следующих трактатов:
«Хуан-ди Нэй цзин» (Трактат Желтого императора о внутреннем) — основополагающий медицинский трактат, состоящий из двух частей: Вопросы о простейшем и Ось духа. Этот трактат есть в переводе на русском языке (его можно найти в интернете) и он посвящен прежде всего китайской медицине, иглоукалыванию, а также некоторым аспектам существования человека во Вселенной с точки зрения даосского знания.
«Хама цзин» (Жабий канон) — трактат об акупунктуре (лечении людей с помощью воздействия на активные точки на теле) и лечению людей прижиганими.
«Су-нюй цзин» (Канон Чистой девы) — трактат о сексуальном гунфу (особые даосские практики, которые позволяют сохранять сексуальную энергию, чтобы не укорачивать жизнь из-за потери изначальной энергии, которая теряется во время семяизвержения и месячных).
«Иньфуцзин» (Канон секретного талисмана Жёлтого Императора) — короткое сочинение в стихах о космологии даосизма (соответствия Неба, Земли, Человека и Дао). Сочинение пользуется большим авторитетом в даосизме.
Чтение классических даосских текстов дело не простое, но очень полезное. Конечно, можно долго говорить о том, что в переводах могут встречаться ошибки, искажающие заложенный смысл, но тем не менее — сама попытка проникнуть в суть даосского знания повышает осознанность и запускает процесс самопознания.
Потому стоит почитать и подумать над смыслом трактата «Иньфуцзин».
Часть 1
1. Созерцать Небесное Дао-Путь, блюсти действия Неба — вот и все.
2. У Неба пять воров. Видящий их процветает. Пять воров в сердце — действуй сообразно с Небом. Тогда вселенная в твоих руках, мириады превращений родятся в твоем теле.
3. Природная сущность Неба — человек. Сердце человека — Пружина. Установилось Дао-Путь Неба и Земли, и благодаря этому утвердился человек.
4. Стоит Небу проявиться, убивая Пружину, и перемещаются звезды, меняются местами созвездия. Стоит Земле проявиться, убивая Пружину, и выползают на сушу драконы и змеи. Стоит человеку проявиться, убивая Пружину, и Небо и Земля переворачиваются. Стоит Небу и Земле проявиться в гармонии, и мириады превращений утверждаются окончательно.
5. В природной сущности есть искусность и бездарность; они могут быть утаены и скрыты. Порочность девяти отверстий коренится в “трех насущных”. Они могут пребывать и в движении, и в покое.
6. Огонь родился в дереве, и беда только лишь проявилась — ее необходимо преодолеть. Порочность родилась в государстве, и время только лишь сдвинулось — ее необходимо уничтожить. Познавший это совершенствуется, упражняясь. Его называют совершенномудрым.
Часть 2
1. Небо рождает, Небо убивает. Таков принцип Дао-Пути.
2. Небо и Земля — грабители всего сущего. Все сущее — грабитель человека. Человек — грабитель всего сущего. Три грабителя пребывают в согласии, тогда Триада умиротворяется. Поэтому и говорится: “Питайся в должное время, и все кости будут соответствовать норме; приведи в действие эту Пружину, и мириады превращении умиротворятся”.
3. Человек знает, что его дух одухотворяет его, но не знает, что благодаря не-духовному он одухотворяется.
4. У солнца и луны свое число, у великого и малого свое установление. Совершенномудрый подражает жизни, его дух испускает сияние. Такова грабительская Пружина. Никто в Поднебесной не может ее увидеть, никто не может познать. Благородный муж обретает ее, и стоек в беде. Низкий человек обретает ее, и имеет жалкую участь.
Часть 3
1. Слепой прекрасно слышит. Глухой прекрасно видит. Утрата и выгода имеют один исток. Обрети десятикратную пользу, так используя войско. Трижды в сутки возвращайся к этому. Используя войско, обретешь десятитысячекратную пользу.
2. Сердце рождается в вещах и умирает в вещах. Пружина находится в глазах.
3. Небо не милосердно, но оно рождает великое милосердие. Когда проносятся грозы или свирепствуют вихри, никто не смеет шелохнуться. Пришла музыка, и природная сущность изобильна. Пришел покой, и природная сущность умеренна.
4. Небо безмерно себялюбиво, но в действиях оно безмерно бескорыстно. Ухвати это, упорядочив пневму.
5. Жизнь — корень смерти. Смерть — корень жизни. Милосердие рождается во зле. Зло рождается в милосердии.
6. Глупцы становятся совершенномудрыми, постигая Небесные письмена и принципы Земли. Я вразумляюсь, постигая письмена времен и принципы сущего.
7. Люди с помощью глупости пекутся о совершенной мудрости. Я с помощью не-глупости пекусь о совершенной мудрости. Люди с помощью чудесного надеются стать совершенномудрыми. Я с помощью не-чудесного надеюсь стать совершенномудрым. Кто бросается в воду или входит в огонь, тот сам идет навстречу гибели.
8. Самоестественный Дао-Путь пребывает в покое. Поэтому он породил Небо, Землю и все сущее. Дао-Путь Неба и Земли всепроникающ. Поэтому инь и ян инь и ян подталкивают друг друга, и превращения следуют должной чередой.
9. Поэтому совершенномудрый знает, что самоестественному Дао-Пути нельзя противиться. Поэтому он упорядочивает себя, устремляясь к пребывающему в вечном спокойствии Дао-Пути. Посредством исчисления и правил нельзя достичь единения с ним. Итак, есть чудеснейший сосуд. Он рождает мириады образов, восемь триграмм, знаки “цзя цзы”, пружину духов, сокрытие демонов. Искусство взаимного преодоления инь-ян пронизывает своим светом все образы.
Перевод Е. А Торчинова
Что же можно взять из истории даосизма? Прежде всего, знакомясь с историями жизни известных даосских мастеров, можно мотивировать себя на регулярную практику. Большинство историй обросли легендами, но это не важно! Важно прочувствовать, что все мастера были в начале обычными людьми и встречали множество трудностей на своем Пути, как и Вы.
Второе, что стоит взять из истории — это конечно же наставления мастеров. Далеко не все переводы с китайского точны, далеко не все можно правильно понять, но кое-что все таки можно вынести из древних даосских трактатов. Природа человека не изменилась: мы по-прежнему учимся растворять животные желания, руководствоваться не эгом, а сердцем, учимся слышать нашу Изначальную природу и очищаем себя от омрачений и устаревших шаблонов.
Обязательно стоит читать классические тексты не просто для галочки или бесцельного исследования, а пытаться найти в них ответы на конкретные текущие вопросы и проблемы в своей жизни. Например, когда я менял профессию и думал, чем мне заниматься в жизни, я для эксперимента попытался почитать трактат Лао Цзы «Дао Дэ Цзин» и с удивлением для себя нашел там ответ на мучающий меня вопрос. Конечно, там не было написана рекомендуемая мне профессия или телефон работадателя, который меня будет ждать. Но я прочитал там совет, который помог мне определиться с решением!
Какие этапы необходимо пройти, чтобы стать бессмертным
Ниже описаны этапы на Пути человека, который решил полностью реализовать свой духовный потенциал с помощью даосских методов школы Чжэнь Дао.
1 Возврат от 10 000 вещей к трем
Окружающий нас мир постоянно, ежесекундно создается с помощью Ци (энергии и заложенной в нее информации), которая проистекает, проявляется из Небытия и образует Бытие.
При этом проявляясь, Ци делится на Инь и Ян, противоположные по своей природе силы, которые отталкиваются, борются друг с другом, рождая при этом дуальность мира, движение и искру жизни.
Около самого Истока — это Изначальная одухотворенная Ци (Прежденебесная), но по мере удаления от Истока, Ци трансформируется, грубеет, словно солнечный свет, создающий интерференционную картину, создает реальность, которая в свою очередь уже порождает Посленебесную Ци.
Каждый человек при рождении получает определенный запас Изначальной Ци, которая еще продолжает возрастать примерно до 10 лет, а далее постепенно тратится на жизнь. Когда запас Изначальной Ци заканчивается — человек умирает.
Даосские мастера научились восстанавливать Изначальную Ци, благодаря чему и возможно долголетие и в перспективе бессмертие. А Посленебесную Ци человек получает из окружающего мира, потому она и называется Посленебесной, что является порождением этого мира (следствием взаимодействия всех видов Ци) и человек получает ее когда увидит небо, то есть родится.
В трактате Лао-цзы «Дао Дэ Цзин» процесс порождения мира описан так:
Одно рождает два, два рождает три, а три рождает 10 000 вещей.
Одно — это Дао, два — это Инь и Ян, три — это Цзин, Ци и Шэнь (а также на другом уровне Небо, Земля и Человек), а 10 000 вещей — это все мироздание. Вот почему даосские трактаты стоит перечитывать по множеству раз и обдумывать :-) Так как в их коротких строках может скрываться достаточно большой смысл, который постепенно раскрывается ученику. Практикующий даосские методы получает свой собственный опыт и потом, читая трактаты, соотносит свои знания с наставлениями, обретая новую глубину постижения себя и мира.
Кроме этого, Ци разделяется на 3 слоя реальности — Цзин, Ци и Шень:
Шень (дух) — самый тонкий вид Ци, который также связан с интеллектом;
Ци (жизненная сила) — более грубая форма Ци, связанная с нашими эмоциями и личностной силой;
Цзин (сущностная Ци живой материи) — самая грубая Ци, которая тесно связана с ДНК и РНК.
На первом этапе практики, ученик возвращает себя от 10 000 вещей к трем — к культивации Цзин, Ци и Шень.
Обычный человек рождается из Истока и всю жизнь тратит на погоню за 10 000 вещами под давлением своих желаний, а практикующий даосские методы совершенствования идет в обратную сторону — к Истоку. Даосский практик учится хранить безмятежность, не увлекаться внешними вещами, а совершенствовать свой внутренний мир.
И хоть это и называется первым этапом, на самом деле этот процесс идет всю жизнь, пока человек не реализует свой духовный потенциал и не обретет тело света (сольет всю свою Ци со своим изначальным духом — Шень, исчезнув из этого мира во вспышке света, полностью соединившись с Дао).
В школе Чжэнь Дао можно выделить несколько шагов, которые требуется пройти, чтобы полноценно начать возвращаться от 10 000 вещей к трем (от внешнего к внутреннему)…
1.1 Закладывание фундамента
Ученик не может с самого начала работать с Цзин, Ци и Шень напрямую, и вместо этого он начинает работать со своим Телом, обычной Посленебесной Ци и Сердцем-сознанием. Этот процесс называется Закладывание фундамента.
Очень часто в даосских школах в качестве работы с телом также изучали Тайцзи-цюань и Синъи-цюань. Эти два вида боевых искусств строго говоря не являются даосскими методами совершенствования, но из-за своей практической ценности в древнем Китае часто изучались даосскими мастерами и их учениками.
Нэйдань (Внутренняя алхимия) — это сердце Даосской Традиции и все самое чудесные и невероятные превращения с практикующим человеком происходят именно благодаря методам Нэйдань!
Начинать практиковать методы Нэйдань можно уже через пол года практики Закладывания фундамента, но при этом следует понимать, что методы Закладывания фундамента будут необходимы еще долго и их стоит практиковать параллельно с методами Внутренней алхимии.
Что такое Нэйдань
Очень часто практикующие бросают выполнять упражнения этапа Закладывания фундамента или практикуют их слишком редко после знакомства с Нэйдань (внутренней алхимией). А ведь чем более тщательнее и основательнее будет заложен фундамент — тем большего сможет добиться в своей практике ученик!
Но есть и другая ошибка — некоторые ученики застряют на этапе Закладывания фундамента и не двигаются дальше к Нэйдань. А ведь методы внутренней алхимии могут помочь сделать практику Закладывания фундамента более глубокой и основательной.
1.3 Становление личной практики
По сути сразу после знакомства с Нэйдань начинается первый трудный шаг на Пути ученика — становление личной практики. Прежде всего, чтобы достичь успеха в совершенствовании с помощью даосских методов, необходимо регулярно заниматься.
Лучше каждый день заниматься по 30 минут, чем 2-3 раза в неделю по 2 часа!
На этом шаге застряют большинство людей :-( Тут важно не отчаиваться, не быть к себе через-чур строгим, практиковать так часто, как это возможно, постепенно увеличивая регулярность и качество практики!
1.4 Помощь школе Чжэнь Дао
Строго говоря, помощь школе Чжэнь Дао в развитии не является четко выделенным шагом на Пути ученика. По сути, если человек посещает занятия, мероприятия школы, покупает какие-либо товары на сайте или в даосском центре — он уже помогает школе развиваться.
Но иногда, люди предлагают дополнительную помощь либо в виде денег, либо в виде помощи в рекламе, ремонте даосского центра и так далее.
Все это является дополнительным критерием прежде всего для самого человека, чтобы понять — готов ли он выбрать школу Чжэнь Дао в качестве основы своего жизненного Пути. Если судьба школы его особо не волнует, у него нет стремления помочь школе, то это один из признаков того, что он еще не готов по-настоящему перейти к следующему шагу — посвящению в Традицию Чжэнь Дао, который необходим для 2-го этапа Пути — Преобразование Цзин в Ци.
2 Преобразование Цзин в Ци
Основная задача этого этапа — это накопление Изначальной Ци (жизненной силы), преобразованной из Изначальной Цзин (сущностной энергии тела), и усиление ее мощности благодаря сплавлению Инь и Ян в теле практикующего. До этого момента, на предыдущем этапе возврата от 10 000 вещей к трем, ученик уже должен начать формировать сгусток Ци в нижнем даньтяне, который называется пилюлей, а также научиться погружаться в состояние глубокой медитации и начать работать со своей Изначальной Цзин.
Все это возможно только в том случае, когда ученик решил для себя, что школа Чжэнь Дао — это тот Путь, которым он намерен идти в течение всей своей жизни, и он готов пройти посвящение в Даосскую Традицию школы Чжэнь Дао.
Посвящение в Традицию Чжэнь Дао — это прежде всего установление духовной связи со всеми учителями школы или, более современным языком, установка соединения с информационным полем Даосской Традиции.
После посвящения, ученик может самостоятельно обращаться к Традиции и получать помощь в виде Ци во время практики, неких озарений во время сна или бодрствования и чувства сопричастности к школе, что усиливает мотивацию в практике. Кроме этого, ученику становится доступен закрытый разд практик 1-го и 2-го уровней Нэйдань (до этого, на предыдущих шагах ученик может получить только открытые практики, которые позволят накопить Ци и запустить некоторые подготовительные алхимические процессы, которые обеспечат здоровье и фундамент для дальнейшего развития).
Основным результатов данного этапа является сплавление Инь и Ян на уровне энергии (Мин) и на уровне сердечной природы (Син). При этом сплавление Инь и Ян на уровне Син требует больше времени и дозревает само собой в ходе продолжения практики.
3 Использование Ци для питания Шэнь
На этапе использования Ци для питания Шэнь главная задача ученика — это сплавление малых и средних Кань и Ли (разновидностей энергий Инь и Ян). При этом для сплавления малых Кань (вода) и Ли (огонь) используется внутренняя Ци практикующего, а для сплавления средних Кань и Ли используется внешняя Ци Неба и Земли (после этого практикующий становится более един со всем мирозданием).
Сплавление Кань и Ли позволяет преобразовать внутреннюю Ци в более тонкую и мощную и направить ее на питание Изначального духа Шэнь, что позволит начать процесс познания Изначальной природы (этот процесс и является истинным духовным развитием).
На этом этапе ученик заканчивает реализацию 2-го и 3-го уровней Нэйдань (малые Кань и Ли), а также реализует 3-ий уровень и начинает или полностью завершает 4-й (средние Кань и Ли).
В случае полной реализации 1-го, 2-го, 3-го и 4-го уровней Нэйдань практикующий завершает Низшую колесницу и становится Человеческим бессмертным, обретая крепкое здоровья, иногда особые способности, возможность жить долгую жизнь до 150 лет.
Такой человек заранее знает, когда умрет, и сможет выполнить практику правильной смерти, чтобы иметь возможность выбрать условия своего следующего перерождения и обеспечить максимальную вероятность встречи учения и Учителя, чтобы продолжить свое совершенствование.
4 Помещение Шэнь в пустоту
На этапе помещения Шэнь в пустоту практикующий сначала выполняет сплавление больших Кань и Ли, что происходит исключительно на уровне Син. На этом этапе даосский мастер растворяет все оставшиеся омрачения и невежества на таком глубоком уровне своего сердца и сознания, который не доступен обычным людям. И вместе с этим процессом во время практики даос погружается в пустоту, позволяя своей Изначальной природе раскрыться.
По сути практикующий погружает свой Изначальный дух в Небытие, возвращаясь к Истоку всего сущего и позволяя своему духу познавать Исток.
В случае реализации этого уровня (5-й, 6-й и 7-й уровень Нэйдань), у мастера уже не остается ничего человеческого, для него уже не существует ограничений Бытия и он становится Земным бессмертным. Такой даосский мастер может жить столько, сколько будет существовать сама планета Земля, он не обязан перерождаться заново и может после ухода из этого мира жить в духовном мире (мир форм (без материи) или мир без форм (более тонкий духовный мир)) и обычному человеку просто невозможно понять, какого это — быть таким мастером.
Беседа с руководителем школы Чжэнь Дао Виталием Лещиной об этапах совершенствования ученика
Стоит также ознакомиться со структурой знания школы Чжэнь Дао. Структура знаний не показывает последовательность изучения практик, но дает общее понимание какие методы совершенствования существуют в школе Чжэнь Дао. Хотя есть практики, которые не отражены в структуре, например:
практики по работе с деревьями,
практики по работе с планетами солнечной системы,
медицинский Цигун, методы которого позволяют лечить других людей,
практики для сохранения сексуальной энергии и перенаправления ее на совершенствование духа,
методы набора Ци у ветра и океана,
правильное вхождение в горя для длительной практики,
методы передачи знаний от сердца к сердцу, которые используются учителем для обучения учеников.
Чтобы получить доступ к практикам 5-го, 6-го и 7-го уровней Нэйдань, которые позволят погрузить Шэнь в пустоту, необходимо стать личным учеником. Посвящение в личные ученики — это установление еще более тесной духовной связи с Традицией и Учителем. Личные ученики занимаются более углубленно, в более индивидуальном формате, который необходим на более высоких уровнях практики.
5 Сокрушение пустоты
Сокрушение пустоты — заключительный этап на Пути практикующего. Основная задача этого этапа — это уход от дуальности всего сущего, убирание разницы и ограничений между Бытием и Небытием. Даосский мастер погружает свой дух в пустоту и далее убирает само понятие пустоты, опустошает эту пустоту (сокрушает ее).
Результатом данного этапа является обретение тела света (даос исчезает во вспышке света из этого мира) — полное слияние своей Ци с Изначальным духом Шэнь (то есть слияние с Дао, так как Изначальный дух един с Дао и существует вечно).
Мастер достигший тела света становится Небесным бессмертным:для него нет никаких ограничений и он может проявится в этом мире если это будет необходимо, создав себе тело из света.
Что стоит сделать перед началом практики даосских методов совершенствования
Прежде чем начать заниматься, стоит обеспечить себе благоприятные условия для практики. Это с одной стороны увеличит шансы на успех, а с другой стороны — это хороший способ повысить свою осознанность перед практикой, собраться с духом.
Как минимум стоит найти коврик, чтобы можно было сидеть и лежать на полу При этом он не должен быть резиновым или таким, какой обычно используют йоги, так как резина и подобные материалы препятствуют прохождению Ци Земли, что будет создавать дополнительные помехи в практике.
Также понадобится подушка для медитаций или нечто, что будет выполнять ее роль. В идеале стоит приобрести подушку в виде полумесяца, набитую гречневой шелухой. Подушка для сидячих медитативных практик должна быть достаточно твердой и держать свою форму, чтобы ученик не заваливался назад во время долгого сидения — иначе это будет мешать сосредоточится на внутренней работе и будет болеть спина.
Конечно также стоит найти свободную одежду, в идеале без синтетики, чтобы тело дышало, было комфортно двигаться или наоборот — пребывать час-два в неподвижности.
Как выглядит человек на энергетическом слое реальности
Прежде чем начать практиковать даосские методы совершенствования, необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с энергетической структурой человека, так как даже в самых простых упражнения Цигун и Дао Инь — мы работаем с некоторыми энергетическими каналами и центрами.
Но изучив картинки с изображением энергетических каналов и центров, необходимо реализовать эту информацию на практике. Только в этом случае она станет подлинным знанием. Выполняя упражнения, необходимо не представлять себе то, что было нарисовано, а стараться почувствовать, ощутить эти каналы и центры.
Чувствительность у всех людей разная и кроме этого она плавает в течение суток, недели, месяца и года. Потому не стоит расстраиваться, если вы не можете почувствовать какой-то канал или центр. Секрет очень просто — многократное повторение и повышение своей осознанности приведет к тому, что вы почувствуете.
Ниже можно посмотреть карту энергетических каналов и центров человека, с которыми работают в практическом даосизме. Здесь отображено не все, а только то, что необходимо знать ученику на этапе Закладывания фундамента.
Важно понимать, что 24 обычных канала (меридиана), которые связаны с внутренними органами, могут уходить вглубь тела, возвращаться на поверхность, разветвляться и потому отображены здесь схематично, просто для ознакомления. Этого хватит для того, чтобы во время практики, ощутив канал, определить, что это за канал. Но для того, чтобы определить точное расположение того или иного канала в теле человека и активных точек на нем, стоит обратится к атласам китайской медицины.
Защитное поле
Даньтяни
Активные точки
Почки
Печень
Сердце
Селезенка
Легкие
Перикард
Чудесные
Алхимические
Защитное поле человека образуется из Ци, выступающей из мелких энергетических каналов, которые похожи на кровеносные капилляры. Ци поля выступает за поверхность тела на 50-90 см во все стороны и образует вытянутую сферу, которая защищает энергетическую структуру человека от внешнего воздействия. Но при этом поле не препятствует обмену Ци с внешней средой и частично состоит не только из внутренней Ци человека, но и из внешней Ци Неба, Земли и природы.
Даньтяни — это важные энергетические центры, связанные с тремя слоями реальности, в которых существует человек, и тремя сокровищами, которые совершенствуют и сплавляют в единое целое в ходе практики:
Нижний даньтянь является основным хранилищем энергии, отвечает за здоровье человека и связан с Цзин — сущностной энергией тела, которая формирует живую материю.
Средний даньтянь связан с нашей сердечной природой, отвечает за личностную силу и эмоции, а также связан с Ци — жизненной силой человека.
Верхний даньтянь — отвечает за интеллект и связан с Шэнь — духом человека.
Следует понимать, что связь даньтяней с определенными видами Ци и слоями реальности не означает, что вне даньтяней нет Цзин, Ци и Шэнь. Просто даньтяни являются теми центрами, которые позволяют управлять различными аспектами существования человека и дают возможность эти аспекты совершенствовать.
На этапе закладывания фундамента ученик сталкивается в своей практике со следующими важными активными точками:
Точка Байхуэй — самая высокая точка на голове человека, если выпрямить шейный отдел и немного опустить подбородок вниз. Через эту точку достаточно легко почувствовать связь с Ци Неба, хотя конечно Ци Неба входит в энергетическую систему человека через всю поверхность тела.
Точка Тяньму (третий глаз) — на начальных этапах напрямую с этой точкой ученик не работает, но она может спонтанно активизироваться в процессе практики.
Точка Таньчжун — расположена примерно на уровне центра среднего даньтяня и участвует в некоторых практиках.
Пупок — активно используется в практиках по запечатыванию и структуризации нижнего даньтяня для предотвращения утечек Ци.
Точка Минмэнь — находится на поверхности спины на уровне пупка; участвует в практиках структуризации нижнего даньтяня.
Точка Цихай — расположена на расстоянии четырех пальцев ниже от пупка; участвует в практиках структуризации нижнего даньтяня.
Точка Хуэйинь — через эту точку достаточно легко почувствовать Ци Земли, также она участвует во многих даосских практиках.
Точки Лаогун — их две, расположены на ладонях (если собрать пальцы вместе, то эта точка будет самой глубокой точкой на ладони); одни из самых чувствительных точек, которые активно используются для ощущения Ци.
Точки Юн-цюань — их две, расположены на поверхности стоп (если поджать пальцы под стопу, то это точка будет самой глубокой точкой на передней части стопы); через них можно научиться хорошо чувствовать Ци Земли.
В нашем теле 24 обычных канала и в течение суток по ним циркулирует Ци, активизируя каждый канал. Полный круг по обычным каналам Ци совершает за 24 часа. Когда энергия проходит по какому-либо меридиану, наступает время его максимальной активности, или состояние Ян. В этот момент хорошо тонизировать данный канал, если наблюдается общий хронический недостаток в нем энергии. Тот же меридиан, который противостоит по времени в круге циркуляции Ци, находится в упадке или состоянии Инь. Однако также утверждается, что вся накопленная жизненная энергия сосредотачивается в нем в эти часы.
Канал почек (или меридиан) — это обычный канал с Иньской Ци; активен 17:00-19:00 в упадке 5:00-7:00 Он начинается посредине подошвы, проходит через пятку по задней стороне голени и поднимается к почкам, а далее к горлу. Этот канал очень чувствителен к холоду, недаром говорят: «Держи ноги в тепле». Так как почки тесно связаны с надпочечниками и с выработкой гормонов, нормализация энергии в канале нормализует потенцию половых органов и способствует очищению организма от шлаков.
Канал мочевого пузыря (мочевой пузырь — парный орган почек согласно теории У-Син) — активен 15:00-17:00 в упадке 3:00-5:00 Это канал Ян. Он начинается на лице и проходя по черепу через темя спускается вниз по позвоночнику и задней стороне ноги и заканчивается на мизинце ноги. Это сложный канал со множеством активных точек. На канале мочевого пузыря находятся точки и от других каналов. Избыток Ян вызывает учащенное мочеиспускание и боли по ходу канала.
Канал печени — это канал с Иньской Ци; активен 1:00-3:00 в упадке 13:00-15:00. Он начинается с большого пальца стопы и входит внутрь, поднимаясь дальше до головы проходя по теменной области головы и соединяясь на спине с заднесерединным каналом Ду май. Дисбаланс энергии печени может начинаться с переедания, тогда энергии не хватает на дезинтоксикацию организма. Также еда перед сном может нарушат его работу.
Канал желчного пузыря (желчный пузырь — парный орган печени согласно теории У-Син) — это канал с Янской Ци; активен 23:00-1:00 в упадке 11:00-13:00. На нем много точек, он пересекается с другими каналами. Он начинается у наружного угла глаза, проходит по боковой части тела и заканчивается на конце мизинца ноги. По ходу канал входит внутрь организма в районе диафрагмы, связывается с печенью, входит в желчный пузырь и опускаясь входит в тазобедренный сустав. Так что если начинают барахлить тазобедренные суставы, значит энергия Ян в этом канале ослаблена, как и энергия желчного пузыря. Этот канал стимулирует работу желчного пузыря и ночью доделывает все по очищению крови, если не есть на ночь.
Канал сердца — Это канал с Иньской Ци; активен 11:00-13:00 в упадке 23:00-1:00. Он начинается около подмышки и заканчивается на кончике мизинца руки с внутренней стороны. При нарушении пульса рекомендуется выполнить массаж всего канала, чтобы обеспечить свободное движение энергии.
Канал тонкого кишечника (тонкий кишечник — парный орган сердца согласно теории У-Син) — это канал с Янской Ци; активен 13:00-15:00 в упадке 1:00-3:00. Он начинается с внешней стороны мизинца и, проходя по внешней стороне руки и лопатки, заканчивается на лице. Тонкий кишечник осуществляет химические превращения пищи и их нарушение проявляются болями по всему каналу и особенно в области шеи.
Канал селезенки (и поджелудочной железы) — это канал с Иньской Ци; активен 9:00-11:00 в упадке 21:00-23:00. Он начинается с большого пальца ноги и поднимается по внутренней стороне ноги вверх. При неправильном питании увеличиваются большие пальцы ног. Дисбаланс в канале проявляется в сонливости днем и в слабости ног.
Канал желудка (желудок — парный орган селезенки согласно теории У-Син) — это канал с Янской Ци; активен 7:00-9:00 в упадке 19:00-21:00. Время его активности хорошо подходит для завтрака. Он начинается на лице и заканчивается на среднем пальце ноги. При загрязнении канала, огонь пищеварения снижается и канал нуждается в очистке.
Канал легких — это канал с Иньской Ци; активен 3:00-5:00 в упадке 15:00-17:00. Меридиан легких проходит по рукам начиная с грудной клетки и заканчивая большим пальцем (этот канал также связан со щитовидной железой: при ее увеличении необходимо успокаивать Ци в канале, а при ослаблении — возбуждать). При нарушении циркуляции энергии в канале легких наблюдается одышка, кашель и удушье. У канала повышенная чувствительность к холоду. Болезни легких обостряются ночью и, конечно, массаж для улучшения энергетики легких стоит делать ночью с 3 до 5 часов.
Канал толстого кишечника (толстый кишечник — парный орган легких согласно теории У-Син) — это канал с Янской Ци; активен 5:00-7:00 в упадке 17:00-19:00. Как известно, в желудке среда кислая, а в кишечнике — щелочная. И если кишечник барахлит, то значит кислотность преобладает и он не в состоянии ее нейтрализовать. Если в период упадка кишечник «бурчит», значит стоит его почистить. Этот канал начинается с указательного пальца внутри кисти и, переходя на внешнюю сторону, заканчивается около ноздри.
Канал перикарда (сердечной сумки) — это канал с Иньской Ци; активен 19:00-21:00 в упадке 7:00-9:00. Он начинается на груди около подмышечной впадины, спускается вниз по руке и заканчивается на внутренней стороне руки на третьем пальце. Этот канал обеспечивает циркуляцию энергии в печени, желчном пузыре и половых органах. А также уменьшает количество жидкости в перикарде.
Канал тройного обогревателя — это канал с Янской Ци; активен 21:00-23:00 в упадке 9:00-11:00. Он начинается на кончике безымянного пальца с внешней стороны руки, поднимается по руке и заканчивается на внешней стороне глаза, пересекаясь по пути с другими каналами. Этот канал имеет два внутренних входа. Входя в черепную полость (1-й обогреватель ) обеспечивает энергией окислительные процессы в клетках за счет кислорода. Его ответвление (2-й обогреватель) спускается к диафрагме и обеспечивает энергией процессы усвоения и окисления пищи. Соединяясь с перикардом (3-й обогреватель) он обеспечивает дополнительной энергией половые органы.
Чудесные каналы названы чудесными из-за своей большой значимости во внутренних энергетических процессах.
Переднесерединный канал Жэнь май (функциональный канал) — проходит от промежности по передней средней линии тела и заканчивается на кончике языка. Этот канал управляет всеми иньскими каналами.
Заднесерединный канал Ду май (управляющий канал) —проходит от промежности (точки Хуэйинь) по поверхности спины (а не внутри позвоночника) и заканчивается на верхнем небе. Он управляет всеми янскими каналами.
В течение всей жизни необходимо стараться держать кончик языка на верхнем небе сразу за зубами. Это замыкает каналы Ду май и Жэнь май и предотвращает утечку Ци.
Центральный (пронизывающий) канал Чжун май — начинается в промежности (точка Хуэйинь), проходит внутри тела по центральной оси через все три даньтяня и заканчивается на макушке в точке Байхуэй (его еще иногда называют серединным каналом). Его положение в даосских практиках отличается от того, что дается в китайской медицине, так как он используется для иных задач, нежели просто лечение.
Опоясывающий канал — он проходит через пупок и точку Минмэнь, вокруг торса. Его положение в даосских практиках более прямое, нежели в китайской медицине, так как он используется для несколько иных задач, нежели просто лечение.
Также есть еще 4 чудесных канала в руках и ногах, которые на этапе Закладывания фундамента не используются.
Алхимические каналы не существуют в китайской медицине и используются только в даосских практиках для трансформации и совершенствования человека.
Каналы Жэн май, Ду май и Чжун май по своему расположению совпадают с чудесными, но когда практикующий начинает работать с Изначальной Ци и проводит ее по этим каналам, они становятся алхимическими — меняют свое качество.
Каналы, проходящие сквозь даньтяни изначально существуют только в потенциале — практикующий наводит их (проявляет) благодаря своей практике.
Расположение части чудесных и алхимических каналов не совпадают с атласами китайской медицины, так как в даосских практиках они играют несколько иную роль и используются иначе.
Если кратко подвести итог, то в Даосской Традиции работают со следующими энергетическими центрами, каналами и образованиями:
Стоит также ознакомиться с теорией У-Син, так как она объединяет внутренние органы и обычные энергетические каналы в единое целое и поясняет, как это все связано со здоровьем человека и его поведением в повседневной жизни.
защитное поле Ци, которое образуется из энергии, выходящей из мелких энергетических каналов напоминающих капилляры;
24 обычных канала (12 в руках и 12 в ногах, по 6 симметрично слева и справа);
8 чудесных каналов;
8 главных алхимических каналов (также есть и дополнительные, которые могут использоваться в некоторых практиках);
3 даньтяня;
а также около двух десятков активных точек (если заниматься медицинским Цигун, то их намного больше).
С чего начать свою практику
В даосских практиках очень важна регулярность занятий и правильная внутренняя работа. На первых порах она может казаться незначительной, но по мере приобретения опыта, важность правильного внутреннего состояния становится очевидной.
Ниже дан простой комплекс упражнений Цигун, с которого можно начать свою практику. Все упражнения достаточно просты и подойдут людям разного возраста и подготовки. Все эти упражнения направлены на оздоровление практикующего и подготовки его тела, энергетической системы и сердца-сознания к более продвинутым практикам.
Начать можно с совсем маленького комплекса, чтобы не перегрузить себя и не потерять мотивацию на долгий период. На первых порах важен не результат от практик, а выработка привычки заниматься регулярно.
Если человек намерен совершить самое лучшее в мире дело, ничто не сравнится с обучением. Если он желает быть лучшим среди обучающихся, ничто не сравнится с изучением Пути. Учитель Чжу сказал: «Изучение – это поиск Пути, иначе какой смысл учиться вообще?» Даже профессиональный рост – это нечто внешнее; как жаль, что он развращает так много людей! В Дао Дэ Цзин сказано: «Быть императором или занимать высокопоставленную должность, или же обладать большим количеством драгоценностей, или уметь управлять стадом лошадей, но это все не так важно по сравнению со спокойным продвижением по Пути».
Талант всегда используется другими людьми и этому нет конца; добродетель всегда развивается самостоятельно и может быть четко определена. Путь не имеет однозначного определения, но неисчерпаем в использовании. Поэтому лучшие люди изучают только Путь: они смотрят на заслуги и славу, богатство и статус, как на проплывающие мимо облака – позволяя им приходить и уходить, не будучи увлечены ими, оставаясь в полной безмятежности, даже пребывая среди них.
Если люди изучают Путь, значит, они хотят получить пользу? Да, конечно. Но в чем эта польза? Те, кто изучают Путь, изучают себя изнутри. Разум может стать шире, тело может стать более здоровым, болезни могут быть побеждены, и появится возможность избежать смерти. Большей пользы и быть не может.
Получают ли те, кто изучает Путь, пользу и удовольствие? Если да, то почему же тогда окружающие смотрят на них с раздражением и считают их чудаками? В Дао Дэ Цзин говорится: «Когда достойные люди слышат о Пути, они прилежно ему следуют. Когда заурядные люди слышат о Пути, они остаются вдалеке и делают вид, что ничего не замечают. Когда недостойные люди слышат о Пути, они просто громко смеются. Но то, над чем они не смеются, не может быть Путём».
Из книги «Даосские медитации»
Начало практики
Каждое занятие стоит начинать с особого ритуала-настройки. Он поможет не только обрести правильное внутреннее состояние, которое поможет сделать практику более глубокой, но и позволит привлечь дополнительную Ци для совершенствования себя. Это упражнение следует выполнять не менее 2-х минут, и основная его задача – оставить все проблемы и заботы на время занятия и полностью погрузится в настоящий момент здесь и сейчас, обрести состояние «концентрации без концентрации».
Очищение каналов рук и ног
Это упражнение поможет научиться ощущать обычные энергетические каналы в руках и ногах и позволит очистить их от серой, вредоносной Ци. Также оно поможет обрести первый опыт проникновения в энергетическую структуру человека, что будет полезно для знакомства с различными видами Ци и получении навыков, которые используются в медицинском Цигун и при лечении других людей.
Очищать каналы рук и ног можно по 3, 6, 9 и более раз. Обычно на это упражнение уходит около 7-10 минут.
Встряхивание
Это упражнение научит вытряхивать из своего тела серую, мутную, вредоносную Ци. благодаря ему можно научиться лучше ощущать связь с Землей и более полно открываться ей. И как и всякое упражнение Цигун — оно помогает более полно ощутить свой внутренний мир на уровне тела и уровне Ци.
Малый журавль пьет воду
Это упражнение поможет размять руки, плечи и позвоночник, очистить энергетические каналы в руках и позволит улучшить чувствительность рук к Ци.
Усиление поля Ци
Это упражнение поможет усилить защитное поле Ци, что благотворно отразиться на здоровье. Очень важно в процессе практики ощущать Ци Неба и Ци Земли, тем самым тренируя свою чувствительность к Ци внутри тела и вне его.
Активизация трех даньтяней
Эта практика поможет научиться чувствовать нижний, средний и верхний даньтяни и активизировать Ци в них. Упражнение выполняется всего 2-4 минуты, не стоит выполнять его слишком долго.
Важно, чтобы основной упор шел все таки на нижний даньятянь (активизируем нижний даньтянь 9-18 раз, а средний и верхний 3-9 раз), так как энергетическая структура новичка еще не готова для долгой и активной работы с верхним даньятянем.
Накопление Ци Неба и Земли (статически)
Эта практика позволяет научиться ощущать Ци Неба и Земли (повысить чувствительность) и накапливать ее. Желательно выполнять его не менее 15 минут, а после завершения обязательно постараться ощутить изменения, произошедшие внутри вас. Также обязательно после этого упражнения сделать самомассаж, чтобы улучшить проходимость энергетических каналов и разогнать застоявшуюся Ци!
Самомассаж (стоя)
Самомассаж обязательно стоит делать после статических упражнений, но также его можно делать и как обычное упражнение, например, после долго сидения за компьютером. Самомассаж позволяет равномерно распределить Ци в энергетической системе, улучшить зрение, кожу лица, улучшить состояние почек и общее самочувствие.
Завершение практики
Каждое занятие необходимо правильно завершать, чтобы продлевать эффект практики на свою повседневную жизнь и накапливать безмятежность, осознанность и одухотворенность. Это маленькое упражнение-ритуал поможет научиться культивировать благодарность, гармонию с внешним миром и также это упражнение научит активизировать Ци в среднем даньтяне, который отвечает за эмоции и личную силу.
Цигун во время ходьбы
Эту практику стоит выполнять тогда, когда совершается прогулка пешком… то есть в повседневной жизни. В этом случае время прогулки используется с пользой, тренируется брюшное дыхание, повышается чувствительность к окружающей Ци и стимулируется канал почек, что благотворно скажется на общем самочувствии.
Начало практики (4 мин)
Очищение каналов рук и ног (5 мин)
Встряхивание (4 мин)
Малый журавль пьет воду (5 мин, но желательно хоть иногда выполнять его 15 мин)
Завершение практики (2 мин)
Итого весь комплекс займет 20 минут. Этот вариант можно выполнять ежедневно перед работой, пока это не станет такой же привычкой, как почистить зубы.
А в те дни, когда есть настроение позаниматься подольше, можно выполнять следующий комплекс:
Начало практики (4 мин)
Очищение каналов рук и ног (5 мин)
Встряхивание (4 мин)
Малый журавль пьет воду (5 мин, но желательно хоть иногда выполнять его 15 мин)
Усиление поля Ци (14 мин)
Активизация трех даньтяней (4 мин)
Накопление Ци Неба и Земли (статически) (18 мин)
Самомассаж (стоя) (4 мин)
Завершение практики (2 мин)
Итого 1 час
Кроме этого, во время пеших прогулок или во время походов на работу, в магазин, домой… стоит выполнять упражнение Цигун во время ходьбы. Оно поможет помнить о практике в повседневной жизни, что повысит осознанность и позволит также тренировать брюшное дыхание, которое является ключом к управлению эмоциями, мыслями и культивацией сердечной природы.