Отзыв о семинаре по Мастерству Сна в Даосской традиции
Спящий дракон хотя и спит, но спя, пробуждается
Чжан Саньфэн
20-21 сентября 2014 года в даосском центре «Чжэнь Дао» прошел семинар по мастерству сна в даосской традиции. Семинар был посвящен как разбору практических упражнений, так и чтению трактатов, посвященных данному разделу.
Как известно, даосская школа Чжэнь Дао разделяется на три ветви:
- мастерство внутреннего покоя (медитативные практики в сидячем положении),
- мастерство внешнего движения (тайцзицюань, дао инь)
- и собственно мастерство сна, то есть медитативные практики лежа, а также практики, что выполняются во сне.
Основателем практик Шуй гун является Чэнь Туань, которого также называют Чэнь Си, что переводится как «Мастер Невидимого и Неслышимого». Он практиковал в горах Хуашань, и пользовался в Китае большим авторитетом. Его даже несколько раз приглашали ко двору, чтобы Чэнь Туань стал советником императора. Конечно же, отказаться явиться ко двору мудрец не мог, ибо за такой отказ в те времена можно было поплатиться жизнью. Чэнь Туань принимал приглашение, и отправлялся в императорский дворец, но все же отказывался стать советником – и император принимал отказ, из уважения к его мудрости и авторитету.
О «сонной» практике Чэнь Туаня ходили настоящие легенды. Так, однажды он практиковал в пещере длительный период времени. За это время его тело покрылось пылью, и крестьянин, которому понадобилось что-то в пещере, принял Чэнь Туаня за мертвеца. Добрый человек решил убрать труп с дороги, но тут Чэнь Туань открыл глаза и попросил не мешать его практике.
Мастерство сна использовали также Люй Дунбинь и Чжан Саньфэн, они даже оставили поэтические восхваления этого метода – метода Спящего Дракона.
На семинаре было рассказано несколько упражнений из раздела «Метода Спящего Дракона», например, «Дракон возвращается в море» и использование дыхания телом в контексте Мастерства Сна.
Преимущество Шуй гун в том, что во многие состояния в лежачем положении погрузиться легче, потому что тело глубже расслаблено. А потом эти правильные состояния уже проще повторить во время традиционной, сидячей медитации. С одной стороны, Мастерство Сна является вспомогательным разделом, и даосы прошлого практиковали не только лежачую, но и сидячую медитацию. С другой стороны, мастерство сна – это большая подмога для практикующего, потому что лежа легче поймать тот самый правильный настрой, то «правильно ничего не делать», которое необходимо в даосской медитативной практике.
Мне кажется, слишком смелым будет заявление – лежачая медитация хороша, если ты очень устал, и просто не можешь собраться делать традиционное выплавление. Если человек сильно устал, то его практика Мастерства Сна просто превратится в глубокий здоровый сон, что тоже очень хорошо… но не совсем то, что хотелось.
Поэтому существует мнение, что медитацию лежа лучше выполнять в утреннее время. Кроме того, перед медитацией желательно выполнить несколько упражнений цигун, чтобы «разогнать» свою энергию. После этого практики мастерства сна будут получаться легче, плавнее, и результат будет более понятен. Я преимущества утреннего мастерства сна описываю так:
Утренние мысли и дневное беспокойство еще не проснулись, но то есть они уже открыли глаза, но еще не попили кофе. Я ощущаю себя гораздо менее раздерганной, чем днем – и это отличное состояние для лежачей медитации.
Практики во сне на самом семинаре не проходили, немудрено, было бы сложно погрузиться в осознанный сон на коврике в зале. Но были даны некоторые базовые наставления – чем отличается обычный сон от осознанного, а также чем отличается осознанный от одухотворенного. Интересно было услышать, что упражнения дао инь, цигун, медитативные практики можно выполнять и во сне, кроме того, во сне они могут получаться легче. Правильное ощущение во сне будет пережито, и тогда уже легко «найти» его во время практики в дневном мире.
Конечно же, были подняты вопросы – а что делать, если ко мне во сне пришел дух другого человека? На что было сказано, что в принципе, это возможно, но нужно быть очень осторожным, потому что наш ум может ткать иллюзии удивительной четкости и красоты. Он может соткать и Будду, и пророка Магомета – но все это будут лишь игры ума внутри самого же ума. На вопрос «а может ли двоим сниться одно и то же, общее осознанное сновидение?» был дан ответ, что может, ничего сверхъестественного в этом нет. Но в даосской традиции такие «коллективные сны» не используются.
Самое сильное впечатление от Мастерства сна такое — лежачая медитация более мягкая. Тело расслабляется глубже, и ты можешь погрузиться в свою внутреннюю воду, в свое внутреннее пространство, в то место, где при входе написано «чик-чирик, я в домике», в место, где обитает душа. Собственно, никто не запрещает нам туда ходить, но, чтобы заметить дорожку, нужно опустошить свой ум и успокоить сердце. Тогда можно почувствовать внутри себя тишину и покой, чистоту и ясность, осознать свою светоносную природу.
Наши мысли и чувства – это как мутный ил, что плавает в воде. Если воде дать отстояться, она очистится. Так же и тут – если правильно ничего не делать, состояние чистоты будет достигнуто.
То, что растет правильно, растет медленно. Нужно просто создать правильные условия для проявления Изначальной природы, и она вырастет сама. Вы же не дергаете растение, пытаясь ускорить его рост? Если растение тянуть из земли, оно просто вырвется…
Находить путь к гармонии, потому что она есть внутри вас.
Наверное, именно постижению этого правильного состояния, своей внутренней тишины и ясности, своей истинной сияющей светом природы наиболее был посвящен прошедший семинар. И эти правильные состояния потом могут быть привнесены в практики сидячей медитации, а также в практики созерцания природы, и в бытие вообще.
Еще стоить вспомнить о «бесплатной фабрике чудес», которая является своеобразным бонусом семинара. Сидя рядом с Виталием, начинаешь понимать многое «само собой». Как будто выпиваешь волшебное зелье проявления сути всех вещей. Мне, например, запомнилось такое – отсутствие привязанности не значит отсутствие чувства любви, заботы, нежности, сострадания. У нас очень силен стереотип – чтобы не привязываться, нужно не любить. Я вспоминаю «Дневной дозор» С. Лукьяненка – Темные, что не испытывают чувства любви, но при этом не ограничены человеческими оковами. Это мощный стереотип – я никого не люблю, я не испытываю чувств, я страдаю от этого, но зато я свободен.
Отсутствие привязанности – это не значит «никого не любить», это значит не ковать цепи любимому существу из своего чувства. Это значит — немного подрастить свою любовь, добавить понимания, сострадания, принятия свойств другого человека. Это значит — взрастить самодостаточность, когда ты можешь жить и в своих делах, заметках, рукоделии, поисках, а не только «я живу, когда дышу с тобой одним воздухом». Матери любят детей великой любовью, но отпускают их от себя – строить семью, учиться в другой город, жить в другую страну. Они любят, но стараются не делать свою любовь цепью. Отсутствие привязанности – это великая любовь, но вовсе не отсутствие любви.
Еще важная вещь была сказана на семинаре – люди, общайтесь между собой! У каждого свой способ постижения, свой путь, свои пути и пригорки. Но в обсуждении «глюков» каждого рождается понимание вещей. Услышав чужую ошибку, ты уже сможешь ускользнуть из ловушки. А если ты находишься в затруднении, то вздыхаешь с облегчением, узнав, что тысячи людей были именно в такой депрессии и вышли из нее через некоторое время. Узнать, что твои ошибки и поиски естественны и закономерны – это дает великую мудрость. Потому что все наши ошибки и падения являются частью нашего пути.
Олеся