Ма Даньян
Сегодняшняя статья — об одном из знаменитых мастеров даосской школы Цюаньчжэнь (Школа Совершенной Истины), втором патриархе этой школы, мастере Ма Даньяне, одном из семерых учеников Партриарха Ван Чунъяна.
Ма Даньян жил в 12 веке нашей эры (1123-1184гг). Даньян — его даосское имя, означающее киноварный Ян. Родившись в зажиточное семье из провинции Шаньдун, мальчик получил имя Ма Юй. Будучи настолько богат, что поговаривали, будто «он владеет половиной префектуры», он вёл достаточно праздную жизнь. При этом его привлекали идеи даосизма, и он водил дружбу с даосским отшельником по имени Ли Умэн, воздерживаясь, однако, от поддержания формальных связей с какими бы то ни было даосскими организациями.
В 1167г в родной город Ма Юя из провинции Шэньси под видом отшельника прибыл Ван Чунъян и познакомился с Ма Юем на одной из встреч местного дворянства. Под впечатлением от Ван Чунъяна Ма Юй пригласил его остаться жить в своём доме. На территории усадьбы Ма Ван Чунъян построил хижину (Жилище Совершенной Истины) и принимал в ней учеников. Зимой 1167-68 года Ван Чунъян заперся в хижине на 100-дневный ритрит, в течение которого периодически присылал Ма Даньяну и его жене Сунь Буэр стихи, в которых призывал их разойтись (по-китайски фэньли) и жить порознь, всё время посвятив практике. Вместе со стихами он присылал им разрезанные груши (по-китайски тоже фэньли). Эти стихи потом были объединены в сборник Фэньли шихуа цзи — «Собрание десяти шагов по разрезанию груши».
Весной 1168г. Ма Даньян в конце концов уступил требованиям учителя и ушёл от жены. После чего тот взял его с собой в горы. Ван Чунъян неоднократно устраивал ученику проверки, посылая его просить милостыню в те места, где он был раньше известен как неимоверно богатый человек. И ко времени своей смерти в 1170г. Ван Чунъян уже понимал, что Ма Даньян достиг определенной духовной трансформации и назначил его своим духовным преемником.
С 1170 до 1172гг. Ма Даньяна вместе с тремя другими учениками Ван Чунъяна обошли несколько мест, где раньше в отшельничестве практиковал их учитель. Они принесли гроб с его телом из Кайфэна (пров. Хэнань) в Цзутин, где Ван Чунъян был захоронен, и затем больше двух лет совершали ритуальное оплакивание. В 1174 трое учеников ушли, а Ма Даньян остался и уединился на три года в ритрите. Постепенно к этому месту стали стягиваться молодые практикующие из провинций Шэньси, Шаньси и Хэнань, формируя активную общину по изучению Внутренней Алхимии. После 1178г Ма Даньян вернулся в социум и начал странствовать по окрестностям, преподавая Учение, уединяясь для практики на периоды не более ста дней, в течение которых он принимал лишь наиболее продвинутых учеников.
В 1182г. Ма Даньян вернулся в родной Шаньдун и возродил местные сообщества практикующих, организованные ещё Ван Чунъяном. Также он демонстрировал различные чудеса, самым знаменитым среди которых было явление города среди морских волн. В 1184г вскоре после получения известий о смерти своей бывшей жены Ма Даньян тоже покинул этот мир.
Вообще история любви Ма Даньяна и его жены Сунь Буэр, являясь одной из самых пленительных в Даосской Традиции, была описана в ряде «романов о Семи Истинных Людях», написанных в периоды династий Мин и Цин. Ма Даньян и Сунь Буэр любили друг друга, но были вынуждены расстаться, чтобы достичь своих духовных целей. И сделали они это постепенно, не желая причинять друг другу боль. Поэтому в популярной литературе Ма Даньян является примером того, как можно успешно преодолеть те препятствия, что представляют для практики семейные узы. Другие мастера школы Цюаньчжэнь, начиная с того же Ван Чунъяна, делали это более жёстко, просто бросая семью и детей, уходили и никогда больше с ними не виделись.
Ма Даньян известен также как великий поэт. Множество его литературных произведений были собраны впоследствии разными группами его учеников. Даосский Канон (Дао цзан) включает такие его произведения как Цзиньюй цзи (Сборник Золота и Нефрита), Цзяньу цзи (Сборник Постепенного Пробуждения) и другие. Также до наших дней дошли записи его наставлений и речей.
(Использованы материалы из Даосской Энциклопедии под ред.Фабрицио Прегадио).
Как видим, достижение большого мастерства может потребовать от человека умения идти на жертвы. Но, по счастью, таков удел лишь избранных. Нам же, простым смертным, можно обойтись без таких радикальных мер и счастливо жить со своими любимыми, пользуясь при этом возможностью обрести здоровье и долголетие, практикуя методы Даосской Традиции, доступные теперь всем и каждому благодаря времени «расширения Пути».
Как вам удаётся совмещать практику и личную жизнь? Приходилось ли идти на какие-то жертвы или получается находить приемлемый компромисс?