Дао Инь в школе Чжэнь Дао
Человек всегда уделял много внимания своему физическому телу. Еще в глубокой древности люди заметили, что при регулярном выполнении ряда движений тело обретает гибкость, подвижность, устойчивость, выносливость – те качества, которые были очень важны для выживания. В свою очередь, характер и форма движений обуславливались уже средой обитания, местом проживания, обычаями и культурой народа.
Не исключением в этом были и жители древнего Китая. Чутко и внимательно наблюдая за окружающим миром Природы, прислушиваясь к внутренним ощущениям, они стали выполнять движения, которые были максимально естественны и гармоничны с природными силами, не вступая с ними в соперничество и обретая не только физическую силу, но и физическое долголетие.
Через личный опыт и осмысление движения, через глубину понимания и на основе высокого уровня мастерства сформировалось искусство, которое получило название «Дао Инь» (導引), что в буквальном переводе с китайского звучит как «вести-направлять и тянуть-растягивать». В соответствии с наставлениями Мастеров, Дао Инь включает работу с телом, энергией (Ци) и Духом (Шэнь).
Основная задача Дао Инь — раскрепощение, устранение глубоких зажимов и, как следствие, обретение гибкости и подвижности. Включая глубокую внутреннюю работу с энергией и сознанием, упражнения Дао Инь также позволяют вывести и вытянуть из тела человека все вредоносное и плохое, активизировать и уравновесить циркуляцию энергии, открыть энергетические каналы и проработать «заставы», культивировать добродетельные качества и научиться глубоко чувствовать свою связь с природными силами.
Дао Инь позволяет сделать тело более сильным, гибким и раскрепощенным, улучшить омовение кровью внутренних органов и доставку к ним питательных веществ, научиться чувствовать свое тело. Значительное внимание уделяется работе с позвоночником, что позволяет сформировать правильную структуру тела, и открытию тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, что подготавливает человека к возможности находиться в медитации в позе лотоса.
Однако, несмотря на наличие активной работы с телом, при выполнении упражнений Дао Инь главная роль отводится работе с энергией, которая направляется на уравновешивание Инь и Ян, на усиление общего энергетического потенциала, а также на взращивание добродетельных качеств человеческой Души, без которых о духовном развитии говорить невозможно.
В Дао Инь нет стремления обрести сверхгибкость и подвижность суставов и связок, здесь это считается совсем не обязательным. Большинство движений выполняются мягко и плавно, позволяя расслабить тело и сознание и гармонизировать движение энергии. В целом, Дао Инь это очень объемный раздел и в нем есть разные упражнения, как сидя, так и стоя, лежа. Да и внутренняя работа в этих упражнениях тоже может быть многоплановой. Есть упражнения Дао Инь, которые направлены только на растяжение и раскрепощение тела, есть где больше уделяют внимание оздоровлению, а есть как бы «высший раздел» Дао Инь о котором и идет речь ниже и в котором акцент делается на духовной работе.
Очень большое внимание в практике Дао Инь уделяется взаимодействию между внутренней и внешней Ци, взаимосинхронизации трех даньтяней и такими природными силами как Небо и Земля, Солнце и Луна. И, наконец, важнейший момент проявляется в том, что от самого первого до последнего упражнения в комплексе, происходит формирование и поддержание внутреннего намерения Духа (Шэнь), которое устремлено к Дао, к постижению Высшего Изначального. Это позволяет ориентировать практику в сторону духовного развития, а культивация добродетельных качеств во время упражнений Дао Инь способствует растворению Эго, усиливая человеколюбие, сострадание, доброту, умение прощать, искренность, принятие и другие качества, которые делают нашу жизнь радостной и счастливой.
Все, что выполняется добросовестно и с определенной регулярностью, приносит свои плоды. Результатами занятий Дао Инь станут:
- гармонизация эмоционального фона;
- общее оздоровление физического тела;
- умение чувствовать тело целостно, объемно и единой живой системой;
- стойкость к стрессовым ситуациям;
- избавление от раздражительности, вспыльчивости, неприятия и других отрицательных качеств;
- повышение энергичности и выносливости, появление уравновешенности.
Как и все истинное, правильное и имеющее большую ценность для людей, Дао Инь прошло испытание временем и сохранилось до наших дней. В нашей Школе у Вас будет уникальная возможность освоить это древнее искусство работы с телом, Ци и Духом. Мы будем рады видеть Вас на наших занятиях и провести вас в мир Даосских методов самосовершенствования!
Немного об истории Дао Инь
Дао Инь является очень древним искусством и на данный момент существуют научные исторические доказательства, что данная методика уже существует намного более чем две тысячи лет. Так в начале 70-х в ходе археологических раскопок в Мавандуе (провинция Хунань) были найдены уникальные документы и погребения, которые датируются III–II вв. до н.э. Были среди них и изображенные на шелке рисунки, которые изображали людей, выполняющих упражнения Дао Инь.
Еще существуют медные изделия династии Шан (1766–1122 гг. до н.э.), на которых изображены позиции и динамические упражнения Дао Инь. Это указывает, что это искусство уже существовало до возникновения письменности. Также информация об упражнениях Дао Инь упоминается в таких известных древних трактатах как Чжуан-цзы (IV–II вв. до н.э) и «Простые вопросы по Канону Желтого Императора о внутреннем» (I вв. до н.э).
Помимо этого существует «Канон Дао Инь» («Дао Инь цзин») в котором описываются основные принципы и польза от выполнения от тех или иных упражнений. Вышеупомянутые рисунки на шелке называются «Дао Инь ту» — «Схема упражнений Дао Инь» и насчитывает около полусотни изображений с описанием. В период с 550-630 гг. Чао Юаньфань составил пятитомник «Трактат о происхождениях и симптомах болезней» (Чжубинюань хоулунь») где приводится классификация более 200 упражнений Дао Инь.
К большому сожалению, об этом древнем искусстве знает не так уж много людей, а те, кто о нем слышал, плохо представляют чем оно является и в чем его особенности. Это дает возможность заниматься профанацией и дискредитацией Дао Инь. Так, иногда приходиться видеть, как под названием Дао Инь преподают переделанную хатха-йогу или говорят, что Дао Инь это практика для женщин, а для мужчин есть практика Дао Ян, не понимая, что здесь используется другое иероглифическое написание обеих иероглифов. Видеть такие явления очень печально.
Ниже приводятся выдержки из Традиционных Даосских текстов где есть упоминание о Дао Инь: В «Чжуан-цзы» (IV – II вв. до н. э), в главе «Глубокий смысл» («Кэ и») говорится:
Дуть, дышать, выдыхать и вдыхать, выплевывать старое и набирать новое (указывается на дыхательные практики Туна), медведем повисать, птицей вытягиваться (указывается на принцип «сжатие-растяжение» во время выполнения упражнений Дао Инь) — все это служит долголетию. Мужи, которых привлекает этот путь, — люди, взращивающие форму (тело). Исследователи долголетия Пэн Цзу (легендарного долгожителя) отметили это как хорошее.
У Ван Бина, жившего во время династии Тан (618-907 гг.) говорится:
Даоинь — это раскачивание мышц и костей, приведение в движение суставов.
В трактате Гэ Хуна «Баопу-цзы» (написан 1700 лет назад) сказано:
Смерть человека наступает от некого недостатка: или от старости, или от вреда, причиняемого множеством болезней, или от внутренних ядов, или от воздействия дурной Ци, или от ветра и холода. Поэтому и существуют приемы и методы гимнастики Дао Инь, регуляции Ци (дыхательные упражнения), возвращение семени для питания мозга и диетические предписания, а также нормы чередования покоя и деятельности, приема снадобий, духовного думания и блюдения Одного, исполнения обетов и следования запретам Неба, ношения амулетов и их оттисков на поясах, а также предписания удаления от всего, что может нанести вред жизни. Если полностью выполнять все эти правила, то можно чрезвычайно отсрочить приход тех шести зол.
Вытягиваешься и сгибаешься ли, наклоняешься вперед или отклоняешься назад, идешь или сидишь, прислоняешься или стоишь прямо, стоишь на месте или топчешься, или медленно идешь, декламируешь или отдыхаешь — все это даоинь. Нет необходимости каждое утро заниматься им, но почувствовав в теле беспокойство, займись им. То есть когда закрывается (движение) ци, то сустав, где (движение) ци закрыто (говорится о застое), промывают этой ци, чтобы пропускал (делается это за счет особых движений тела и правильной внутренней работы). И не ожидайте установленного числа дыханий — ожидайте, чтобы ци стала предельной, тогда немного втяните носом внутрь, затем выплюните ртом наружу (указание на Туна). Из-за того, что ци закрыта (говорится о задержке дыхания после вдоха), и надолго, промывается горло. Если не втягивать еще и выплюнуть через рот, то ци будет не единой, грубой и поранит легкие. Однако болезненность уже прошла. Нельзя чтобы тело потело: будет пот — продует ветром, это вызовется колебанием и движением. У каждого человека, ведущего движения, кости и суставы обладают движением. При большом втягивании звук большой, при малом — маленький, это суставы замедляют прохождение ци. При всех заболеваниях, когда лечением с помощью ведения (дао) и привлечения (инь) избавляют от болезней, проходила негармоничная ци. При движении ци проникает в сто застав, при закупоривании кровь густеет в трех дворцах. Таков великий закон истинного взращивания жизни, тайная техника изгнания болезней.