Практикую 4-й год, а мне все лучше и лучше…
Может, я что-то делаю не так? ;)
Публикуем заметки Стаса из Киева об опыте и результатах практики Системы Чжэнь Дао.
У меня как-то так исторически сложилось, что когда заканчивались текущие увлечения, или не удавалось реализовать себе в той мере, в какой хотелось в задуманной области – старался расширить границы восприятия окружающего мира. Не для того чтобы понять, в чем была причина и устранить ее – чем, конечно, стоило бы заняться в первую очередь – а для того чтобы понять чего еще есть в мире такого интересного, в чем меня, вероятно, ждет быстрый успех.
Ни о каких методиках цигун я, насколько помню, не слышал. Но кое-что слышал о йоге. Причем больше от людей, которые теоретизировали на ее счет и практически ею не занимались.
Это же так замечательно — обсудить возможные пути духовного развития за баночкой пива, расслаблено возлегая в мягком кресле, ага.
Кто, как и насколько глубоко понял прочитанную книгу, услышанную песню. Первой «эзотерической» книгой, которую я прочитал – был Кастанеда. Почерпнул для себя много чего полезного в плане модели воспринимаемого мира. Потом был Р. А. Уилсон и много чего еще. Для настройки логики и процесса мышления все это было не лишним, но общий жизненный результат был по-прежнему не такой, каким его хотелось бы видеть. Постепенно приходило понимание, что надо что-то делать на уровне энергетики, а то и физического тела.
Идея заниматься медитативными практиками, на основании того что я прочел в книгах по йоге – меня очень вдохновляла, но я не представлял себе как я высижу неподвижно хотя бы полчаса. В результате в поисках своего Пути я несколько лет занимался различными динамическими упражнениями, предназначенными для отстройки тела, в особенности позвоночника, и базовыми упражнениями по развитию чувствительности для ощущения энергии в своем теле, пока наконец судьба не привела меня в Школу Чжэнь Дао — я как-то очень удачно попал сразу на семинар по первому уровню.
И когда дело дошло до медитативных практик, я как-то сразу понял что этим стоит позаниматься. Как-то неожиданно для меня самого сразу удалось почувствовать энергию и собрать ее в даньтяне. А когда зашла речь о поиске изначальной Ци, тоже догадался, что поиск этот продлится намного дольше, чем остававшееся до конца семинара время. Через некоторое время самостоятельной практики, ко мне пришло понимание, что те яркие ощущения Ци и даньтяня, которые у меня были на семинаре, это в гораздо большей степени заслуга руководителя нашей Школы Виталия, чем моя.
Окрыленный надеждой значительно увеличить свои возможности я решил заниматься по системе Чжэнь Дао.
Однако быстро оказалось, что растяжки для сидения в позе со скрещенными ногами – у меня нет никакой. При сидении по-турецки я не мог ни расслабиться, ни сосредоточиться – необходимо было добиться возможности сидеть хотя бы в четверть-лотосе. Я ходил на одно занятия по Дао Инь, пытался стоять в Столбе (полчаса) и медитировать дома, что надо сказать у меня не слишком хорошо получалось. Остальные аспекты практики, казались мне не слишком существенными.
Я даже хотел пойти отдельно на йогу, чтобы добиться большей растяжки, и осуществил несколько попыток, но все было не то. После завершения занятия по Дао Инь бывало так, что буквально еле идешь, первые десять минут – ноги не разгибаются (или не сгибаются – не помню уже), но на душе покой и умиротворение. После йоги выходишь, как из тренажерного зала – физическая усталость, тонус от физических упражнений, но такого эффекта как от занятий Дао Инь не было.
Через месяц или два, мне в голову начала закрадываться мысль, что одно занятие в неделю – это не самый верный способ добиться хоть каких-то результатов, и я стал ходить на все занятия что были.
Старался попасть на все занятия Школы в неделю – Дао Инь среди недели и 2 занятия по Тайцзи, алхмимия и цигун для начинающих на выходные. Иногда ходил на утреннее занятие на 7 утра в Пн. Сейчас вот думаешь – это когда же надо встать, чтобы постоять в Столбе хоть полтора часа и какие-нибудь дополнительные практики поделать, затем еще доехать и уже быть на месте в 7 утра. Получается, что встать надо часа в 4 утра. Подъем в такое время (каждый день), иначе как на ритритах, слишком сложно.
Ну а потом, на майские, с группой товарищей, я попал на первый ритрит.
Собственно с первого ритрита у всех, кого я знаю, и началась полноценная практика. По дороге туда пугали друг друга рассказами о 2-х часовом Столбе, с 4 до 6 утра. Но все оказалось не так уж и страшно. Особенно если нормально ложиться, т.е. в 10 вечера. Ну и если кому не хватает – и днем можно доспать, между занятиями.
На ритрите в первый раз понимаешь, что такое Столб и как в нем стоять. А может даже и для чего. После того, как постоял первую неделю по 2 часа – кажется, что час-полтора это вообще ерунда. Но это пока стоишь на природе, и при содействии Виталия. По возвращению домой оказывается не так просто, как казалось на ритрите. Но все равно, когда уже есть ощущение и знаешь к чему стремиться – практика дается легче, и начинает зарождаться понимание того, зачем она нужна. Медитативные практики 2 раза по полтора-два часа – тоже было не очень просто. Главным образом оттого, что ноги затекали, приходилось часто менять.
Еще очень четко запомнилось, как мы все бодрые и веселые шумно возвращаемся после утреннего столба и последующей разминки в номера, где-то к 7 утра, а Виталий просил не галдеть: «Я, конечно, понимаю, что у вас утро началось в 4, и для вас уже полдня прошло – но многие люди еще спят.»
Так понимаешь вкус раннего подъема – когда ты уже успел позаниматься, привести свое тело и дух в порядок и думаешь чтобы еще такого сделать полезного, а кто-то еще не раскрыл глаза. И еще ранний подъем – начинается с раннего отхода ко сну. А иначе – никак.
Еще, неожиданно оказалось, что в 4 утра в мае бывает довольно холодно, даже при жарких солнечных днях. Посему на весенние и осенние ритриты – берите теплые вещи. Впрочем, кто раз не взял, тот в дальнейшем будет брать всегда.
Первый, второй ритрит — а несколько последующих могут оказаться не слишком запоминающимися. Просто вначале – это что-то вроде экзотического приключения с элементами экстрима, а дальше переходит в целенаправленную работу. Ты желаешь получить определенный результат и действуешь. А результат иногда не достигается так быстро, как хотелось бы. Методики внутренней алхимии, и ряд вспомогательных (таких, например, как Столб) позволяют кардинально улучшить работу всех систем человека и обеспечивают их длительное пребывание в таком состоянии. Кардинально улучшить свои возможности в различных областях.
Каждый человек имеет определенные возможности. Без специальных практик он может перебрасывать имеющуюся жизненную энергию между различными задачами. Но если энергии достаточно на выполнение 2-х задач – заниматься тремя одновременно – не выйдет. В то же время алхимические медитативные практики это то, что позволяет увеличить общее количество, а впоследствии и качество имеющейся энергии и значительно увеличить потенциал человека.
Где-то через год после начала нормальных занятий, после первого ритрита, то есть, – вне зависимости от прикладываемых усилий, у меня замедлился прогресс в практике. Не могу похвастаться тем, что я каждый день стоял по два часа в Столбе, с первого года занятий. И сидел по два часа в медитации, не шевелясь. Первый год, бывало, стоял по часу или по полтора – как получится. Но старался стоять каждый день. С медитацией тоже – иногда час, иногда хоть полчаса. В любом случае – после вечерней медитации гораздо лучше спишь и быстрее высыпаешься.
Тем не менее, занимался я регулярно, на практические занятия ходил все также, а прогресс продвигался не так как хотелось. Думаю, каждый, кто долго занимался любым делом сталкивался с подобной ситуацией. Именно на этом этапе чаще всего бросают заниматься те, кто ожидал большего и быстрее и прикладывал определенные усилия. Заканчиваются удовольствия, или возможно энергетический аванс от судьбы на то, чтобы привлечь тебя к определенному занятию, и начинается просто работа. Иногда нужно перетерпеть, иногда отстоять право на практику перед ленью, или «более интересными занятиями».
Надо просто продолжать заниматься, несмотря на то, что может получаться даже хуже чем вначале. Просто ты более ясно понимаешь свои ограничения, больше делаешь сам, не опираясь на поддержку Учителя. Начинаешь перестраивать свою жизнь, избавляться от откровенно вредных привычек и просто занятий, отнимающих слишком много времени.
Но и этот период однажды заканчивается. Мне потребовался где-то год-полтора. По его окончанию ты начинаешь действительно видеть результаты своего труда – мир вокруг тебя начинает понемногу меняться – естественным образом проявляются новые возможности – без особых усилий с твоей стороны. Ты распределил занятия в своей жизни по степени важности и заботишься о самом важном в первую очередь, а остальное может позаботится о себе само.
Понимаешь, что нет смысла беспокоится о том, что у тебя есть, и нет смысла беспокоится о том чего у тебя нет, а значит нет никаких поводов для беспокойства. Ощущаешь постоянную поддержку от традиции и школы – продолжай практику и в свое время получишь результат. Незачем больше спешить, но и не стоит откладывать то, что нужно сделать сейчас. В то же время — нет смысла откладывать на завтра то, что можно не делать никогда.
В непривычной ситуации появляется возможность спокойно оценить возможности ее развития, и построить наиболее выгодную линию поведения.
Почти не отвлекаешься на эмоции, т.е. они есть, но как бы не имеют особого значения. Можно примерно оценить свое эмоциональное состояние и сделать поправку на него при оценке ситуации – как снайпер делает поправку на ветер.
Что касается практики – сейчас стою где-то 1,5 часа в Столбе (больше не успеваю), дополнительные упражнения по набору энергии – утром, а вечером — медитация. Хотелось бы больше, но по времени не получается.
Да и без Учителя эффективность занятий раза в 2-2,5 меньше и необходимое состояние достигается в два раза дольше. Поэтому, стараюсь по возможности выбираться на ритриты как можно чаще.
Да прибудет с каждым счастье и познание его истинной природы, ибо это оно и есть.
Стас, 30 лет на пути из Киева в светлое настоящее.