Непальский ритрит близ долины Катманду
Отзыв о ритрите в Непале одной из учениц школы Чжэнь Дао — Елены Губаревой.
По приезду в Катманду мы поселились в гостинице близ священной Боды (одна из главных буддийских ступ в Непале, вокруг которой находятся десятки тибетских монастырей разных школ и направлений). И уже на следующее утро отправились в монастырь Наги Гомпа, который расположен посреди заповедных лесов, на восточных склонах горы Шивапури, что к северу от Катманду.
Размещение в монастыре не обошлось без приключений. Зайдя в жилую часть монастыря, я нашла в одной из комнат нескольких монашек и обратилась к старшей из них с просьбой пожить в монастыре пару месяцев. Ани Майя – так звали монашку – показала нам комнату в здании монастыря, приготовила быстрый обед и села перекусить с нами.
За обедом она говорила о любви ко всем живым существам и сострадании, о том, что культивация этих качеств значительно важнее, чем длительность медитации и начало практики в 4 утра, а также о многом другом. Ани Майя говорила о том, что я уже не раз слышала в нашей Школе от Виталия, когда он рассказывал о важности культивации Сердечной Природы. Позже я узнала, что это была не простая монашка, а настоятельница монастыря, что обычно она не занимается поселением людей и не готовит еду – так что нам удивительно повезло, что Ани Майя нашла время побеседовать с нами.
Жизнь в монастыре была тихой и размеренной. Для нас день начинался до 4-х утра, позже просыпался и около 5-ти вставал на утреннюю ритуальную пуджу монастырь, гонг которого был слышен в джунглях где-то в начале 6-го утра.
Классический завтрак монашек, чанна – это вареный нут или фасоль в острых специях и пресные лепешки, иногда чанну заменяет острая тушеная картошка. Обед, как правило, состоит из далбата – риса с соусом из вареного гороха или тыквы и иногда другими видами овощей. Ужин часто состоит из вермишели с овощами, иногда это овощной суп. Меню резко меняется в лучшую сторону во время проведения в монастыре лекций и семинаров либо с приходом больших групп туристов, ну и, конечно, в праздничные дни, а их в Непале невероятно много. Например, в Наги Гомпе отмечают каждое полнолуние.
Месяц практики в монастыре пролетел как несколько дней. Помню вечер, когда мы с моей спутницей Наташей смотрели на огни долины Катманду под нами и крышу усеянного звездами неба; казалось, что звезды невероятно ближе, чем уже частично спящий, но все еще ярко горящий огнями город.
Там, в горах, небо и звезды ближе и облака плывут прямо под тобой. Мы смотрели и понимали, как это мало – целый месяц, как мало жизни, когда так много времени уходит на бесполезное самоутверждение, как мы куем себе цепи, от которых потом уже не в состоянии избавиться.
В монастыре в это время находилась одна моя знакомая, следующая Буддийскому Учению. Завершив свой закрытый месячный ритрит, она предложила нам подняться на вершину горы Шивапури. После месяца преимущественно статической практики это было хорошей возможностью для нас дать немного нагрузки телу и отдых сознанию. Нас собралась группа в 5 человек, и утром следующего дня мы пошли на вершину.
День был теплый, хоть и немного облачный. Не спеша, за разговорами и песнями мы поднялись почти до вершины горы. На поляне, недалеко от вершины горы, мы увидели трех диких буйволов. Эти огромные, величественные животные, с рогами полумесяцем поражали своим великолепием. Буйволы паслись на поляне, через которую лежала тропа на Шивапури, и мы, придя в себя после увиденного, осторожно прошли рядом, стараясь ничем не побеспокоить диких зверей.
Наши спутники, буддисты, единогласно заявили, что увидеть буйволов – это хороший знак, и мы радостно с ними согласились. И конечно, мы были правы ;))
Когда я вышла на следующую поляну, наша проводница шла шагах в 30-ти впереди меня, остальные три человека – примерно на таком же расстоянии позади. На поляне сидел Баба. Увидев нас, он сел в позу лотоса, сложил руки у груди и приветливо улыбаясь, встретил нас.
Проводница слегка поклонилась Бабе, пошла далее и уже почти скрылась в джунглях, когда я собиралась последовать ее примеру. Баба спросил меня: «Куда ты идешь?». «На вершину Шивапури» ‒ ответила я. «Вот дорога на Шивапури» ‒ сказал Пашупатинатх Баба (позже мы узнали его имя). Указывал он на дорогу, перпендикулярную той, по которой чуть было не повела нас наша проводница.
Как выяснилось, она последний раз ходила на вершину горы Шивапури более года назад и позабыла дорогу. К этому моменту разговора наша проводница вернулась, подошли и остальные участники путешествия. Все что-то спрашивали у отшельника. Голос Бабы был какой-то очень кроткий и радостный. Он рассказал нам, что живет здесь неподалеку, в хижине, что старый баба умер и теперь тут живет он . На вопрос, чем он питается, ответил, что ест иногда немного риса. Пашупатинах Баба пригласил нас на обратном пути зайти помедитировать с ним. Мы оставили ему немного фруктов и орехов и отправились – уже по правильной дороге – на вершину Шивапури.
Позже я рассказывала эту историю местным буддистам, и поначалу они не верили, что Пашупатинатх Баба сам обратился ко мне с вопросом. Оказалось, что этот отшельник там весьма известен и, как говорят, сам он ни к кому не обращается, ничего не спрашивает и не просит. Все говорило о том, что удача нам сопутствовала и заблудиться в джунглях нам уж точно не было предначертано судьбой.
Всласть налюбовавшись видами на вершине горы, мы вышли к камню Архатов и не удержались от медитации там. Уже от одного вида с этого камня сознание раскрывается. Ни коврика, ни подушки для медитаций у меня с собой не было, поэтому я вытащила все, что было в рюкзаке, и села на него. Когда я открыла глаза, оказалось, что наша проводница терпеливо ждет меня, а остальных участников путешествия мы встретили по дороге обратно, на вершине горы.
За это время успело похолодать, и они грелись у костра, оставленного недавними туристами. Уже через 15 минут нас ожидал еще один сюрприз природы. Тучи сгустились и пошел дождь с крупным градом. Для погоды Непала в начале ноября это совершенно из ряда вон выходящий случай. Ни месяц до этого , ни месяц после на нас не упало ни капли дождя, не говоря уже о граде, да и в целом уже ставшие местными жителями знакомые буддисты говорили, что такой погоды в это время года здесь прежде не бывало. Такая перемена погоды заставила нас здорово ускориться в пути, и мы вернулись как раз до темноты.
Еще по дороге назад я поняла, что складывая вещи в рюкзак после медитации, я забыла на камне Архатов фонарь. А фонарь там для меня был предметом первой необходимости. Без него утром, до рассвета, не пойдешь практиковать в джунгли, а вечером после заката не останешься там, в общем – очень нужная вещь. И на следующий день я, на этот раз одна, снова отправилась на вершину Шивапури и к камню Архатов.
Этот день был ясный и солнечный. По дороге мне удалось фотографировать снежники, которых не было видно днем ранее. Несмотря на вчерашний дождь и град, фонарь ждал меня на камне Архатов в рабочем состоянии и камень был полностью в моем распоряжении, а по дороге обратно, на той же поляне, снова сидел Пашупатинатх Баба. Так началась история о походе на Шивапури.
Автор Елена Губарева