Маршал Юэ Фэй
Наш рассказ сегодня о легендарном маршале Юэ Фэе, создателе известного динамического комплекса Бадуаньцзинь (или «8 кусков парчи»).
Маршал Юэ Фэй родился в 1103 году в провинции Хэнань, округ Танъинь. Легенды рассказывают, что во время его рождения произошло знамение: с неба на крышу села огромная птица и подняла страшный шум. Отец Юэ Фэя счел это великим знаком, предвещающим его новорожденному сыну необычную судьбу. Поэтому и дал сыну имя Фэй, что в переводе с китайского означает «летать». Отец верил, что когда-нибудь его сын как птица взлетит к небывалым карьерным высотам и станет великим и благородным человеком.
Когда Юэ Фэю исполнился месяц, Желтая река бурно вышла из берегов. Чтобы спасти сына, его мать воспользовалась гигантской урной, которая сыграла роль небольшой лодки, и тем самым спасла жизнь себе и Юэ Фэю. Но когда они вернулись назад, оказалось, что дом и все имущество унесла река, Так они остались в нищете и разорении.
Мать Юэ, будучи женщиной образованной, постаралась вырастить и воспитать сына в благородных идеалах. Она оказала огромное влияние на жизнь будущего маршала. Каждый день она учила его читать и писать, рисуя иероглифы на песке. И хотя у них не было денег платить за образование, Юэ Фэй вырос одним из самых образованных юношей в своем селе, немногие могли сравниться с ним в эрудиции.
Без материнского воспитания, ее личного мужества, без тех идеалов, которые она внушала сыну с детства, Юэ Фэй наверно никогда не стал бы тем выдающимся полководцем, каким остался в памяти потомков. Он всегда был ненасытным читателем и никогда не переставал учиться и познавать что-то новое. Его любимыми книгами были книги по истории и теории военных действий. Большое влияние на становление Юэ Фэя как маршала оказал военный трактат «Сунь-цзы», популярный и в наши дни и переведенный почти на все языки мира. Много времени провел будущий маршал, изучая даосскую традицию под руководством даоса Чжоу Дуна.
Это была целая система, включавшая в себя рукопашный бой, бой с оружием, стрельбу из лука и верховую езду, а также тактику ведения боевых действий. Еще юношей он мог пользоваться луком в 300 цзиней (180кг) и арбалетом в 8 даней (480кг), искусно стрелял в цель и дрался длинным копьем, в искусстве владения которым он до сих пор считается непревзойденным мастером. Но самое главное чему обучил его мастер, — это владение внутренней энергией, благодаря чему и достиг, впоследствии, юный Фэй столь выдающихся успехов.
В 1122 году, когда Юэ исполнилось 19 лет, страна находилась в стадии войны, сражаясь с племенами кочевников, вторгшихся с севера. В этот период Юэ Фэй решает поступить на военную службу в императорскую армию, чтобы помочь своей стране. На протяжении многих лет ослабленная войной китайская империя была вынуждена платить дань кочевникам, чтобы предотвратить их дальнейшее нашествие на юг. Проявив себя незаурядным солдатом, за шесть лет он становится генералом, а затем и маршалом императорской армии.
В этот период и проявляются весь накопленный опыт и знания боевых искусств, полученных в юношестве. Приняв командование армией, Юэ организовывает систематическое обучение своих солдат боевым искусствам. И хотя многие элементы входили и раньше в обучение воинскому искусству, Юэ Фэй впервые ввел обязательное преподавание ушу новобранцам. И вскоре войска, которыми командовал Юэ Фэй, называли не иначе как «Армия семьи Юэ».
Успешное ведение войсками Юэ Фэя боевых действий можно объяснить тремя причинами: строгая дисциплина при подготовке солдат, которые оттачивали свое мастерство до совершенства, а подготовка шла на высокопрофессиональном уровне; во-вторых, маршал Юэ создал войсковое соединение с надежным и эффективным управлением; и, в-третьих, разработал для своей армии специальные комплексы упражнений для укрепления здоровья и поддержания боевого духа.
Под руководством талантливого тактика и стратега, армия, по мере продвижения на север, одерживала победу за победой. Продвигаясь на север и отвоевывая некогда утерянные территории, маршал Юэ разбил в боях не одну вражескую армию. Легенды гласят о том, что войска маршала провели 120 сражений подряд, не проиграв ни одного. Но это не могло продолжаться до бесконечности. Однажды произошел случай, который описывает один из генералов маршала по имени Хун И.
«Я помню, как я помогал маршалу (Юэ Фэю) во время битвы, и как мы потом, армия вернулась в Э. На обратном пути, я вдруг увидел одухотворенного монаха, необычного и странного на вид: он выглядел как Будда. Держа в руке письмо, он вошел в лагерь. (Он) попросил меня передать его Шао Бао (маршал Юэ). Я спросил его: «Зачем?». Он ответил: «Знаете ли вы, генерал, что Шао Бао обладает духовной силой?» Я сказал: «Не знаю. Но я видел, что Шао может натянуть лук в сто камней» (простой воин пользовался луком в 10 камней).
Монах спросил: «Дают ли духовную силу Небеса?» Я ответил: «Да». Монах сказал: «Нет, это не так. Этому научил его я. Когда Шао Бао был молод, он служил мне и учился до тех пор, пока не достиг успеха в обретении духовной силы. Я предложил ему следовать за мной и войти в Дао, он не сделал этого и занялся делами людей. Хотя он и достиг укрепления своей репутации, он не способен осуществить свою Волю. Это его судьба, предначертанная небесами, и его жребий. Что можем мы сделать? Час его смерти близок. Передай ему, пожалуйста, это письмо, и он сможет избежать ее». Затем монах поведал, что Юэ Фэй не захотел стать отшельником и уйти от повседневных человеческих дел, от поиска денег, славы и от удовлетворения своих желаний.
Услышав, что он сказал, я не мог справиться с испугом. Я спросил его имя, но он не ответил. Я спросил, куда он держит путь, и он сказал: «На запад, с визитом к учителю Да Мо». Я был испуган его духовной суровостью и не посмел его задерживать. Он милостиво удалился.
Получив письмо, Шао Бао стал его читать и, не успев закончить, заплакал и сказал: «Мой учитель — духовный монах. Мне не придется ждать — моя жизнь подходит к концу».
Могучая армия Юэ Фэя сокрушила чжурчжэней в битве при Янцюани, и ей вполне по силам было отвоевать весь Китай. Изнеженная сунская знать боялась победоносной армии Юэ Фэя куда больше, чем чжурчжэней, татар и всех остальных, ибо взаимная неприязнь между учеными аристократами и темными крестьянами существовала в Китае всегда. Это ставило двор перед перспективой продолжения опасной войны, в том числе на территориях, где находились земли первого министра Цинь Гуя, богатейшего помещика своего времени (по другой версии этот сановник был «агентом влияния» чжурчженей и поэтому проводником капитулянтской линии Сунов перед ними). Цинь Гуй обвиняет Юэ Фэя в срыве переговоров, отказывает ему в помощи, затем добивается отвода его войск за р. Янцзы.
Он вызывает маршала в столицу для «расследования» его деятельности. По сфабрикованному обвинению в подготовке мятежа и государственной измене полководец был заточен в тюрьму, а затем тайно казнен (отравлен). На допросе Юэ Фэй по приказанию судей должен был снять верхнюю одежду. И тогда все увидели у него на спине татуировку — четыре иероглифа: цзинъ чжун бао го, т. е. «Всегда верный защитник родины». На вопросы о происхождении этих знаков Юэ Фэй сказал, что их сделала его мать, когда он был еще ребенком, и что от этих знаков он никогда не отступит.
27 января 1142 года Юэ Фэй скончался в тюрьме, позднее были убиты его сын Юэ Юнь и главный помощник Чжан Сянь. В результате отказа Сунов от борьбы с чжурчженями в 1142 г. был заключен позорный мир, по условиям которого Суны уступали чжурчжэням Северный Китай и обязались платить большую дань.
На протяжении следующих двадцати лет Юэ считался предателем. И только в 1166 году, когда к власти пришли новое правительство и император Сяо-Цзун, справедливость была восстановлена. Могила Юэ Фэя была перенесена на берег озера Сиху, недалеко от Ханчжоу, и напротив могилы были установлены две каменных статуи – Цинь Гуя и его жены, стоящих на коленях в знак раскаяния и стыда за совершенное предательство. Глиняные статуи периодически разбивались почитателями героя Юэ Фэя и их приходилось заменять на новые. В наше время их заменили на бронзовые, хотя предателей постигла кара, не предусмотренная ни историей, ни законом, ни создателями памятника: во-первых, именем Цинь Гуя называется плевательница, а во-вторых, каждый китаец, приходящий к могиле Юэ Фэя, считает своим долгом осквернить эти статуи. Возле них висит табличка: «Не мочиться и не плевать».
Мавзолей и родовой храм выдающейся исторической личности, не знавшего поражений полководца и поэта Юэ Фэя расположен в старинном городе Ханчжоу, к северо-западу от озера Сиху. В главном зале стоит огромная статуя героя, над ней можно прочитать девиз Юэ Фэя: «Отвоевать утраченные территории». Могила находится в западной части мемориала. Перед ней стоит павильон Честного Кипариса, в котором находится глыба из окаменевшего кипариса. Легенда гласит, что она стоит на месте казни героя. После его гибели дерево зачахло. По народному поверью, кипарис стал инкарнацией Юэ Фэя. Во дворе, который соединяет главное здание с усыпальницей, можно прочитать четыре больших иероглифа: «Всегда верный защитник родины».
В этом дворе хранится собрание стел. Большинство из нанесенных на них стихов принадлежит Юэ Фэю и великим китайским поэтам. К мавзолею ведет аллея, по сторонам которой стоят 6 статуй военных и государственных деятелей, двух лошадей (олицетворение честности), двух тигров (сыновнее почтение) и двух баранов (воздержание). Фигуры тигров и баранов выполнены в Сунский период, остальные изображения относятся к Минской эпохе. Слева от мавзолея находится могила сына Юэ Фэя, казненного вместе с отцом.
Юэ Фэй родился в бедной семье, но судьба сложилась так, что благодаря своим талантам он сумел получить воинское образование и возглавить освободительную армию, а благодаря душевным качествам — благородству, верности, любви к людям — стать героем, известным и уважаемым в народе. Враги говорили о нем: «Легко отодвинуть гору, трудно отодвинуть войско Юэ Фэя». Образ полководца-освободителя навеки запечатлелся в сердцах китайского народа, став символом честности и мужества. Юэ Фэй стал поистине всенародным героем, любимым персонажем народных песен и театральных представлений, к его мавзолею до сих пор ежедневно приходят сотни паломников.
Для нас большую ценность представляет такое наследие Юэ Фэя, как «Бадуаньцзинь» , что переводе с китайского означает «Восемь отрезов парчи». Это общее наименование различных вариантов упражнений, способствующих «вскармливанию жизни», то есть «Бадуаньцзинь» был создан не только для улучшения и поддержания здоровья, но и для продления жизни. Первые описания комплекса историки относят к XI веку, но считается, что его истоки уходят корнями вглубь веков.
Само название – «Восемь отрезов парчи», имеет две трактовки. По одной из них парча – высококачественная разноцветная ткань, символизирует многогранное и комплексное воздействие упражнений на весь организм человека. Согласно другой версии, именно на отрезах парчи были впервые записаны и зарисованы упражнения этого комплекса, и таким образом передавались из поколения в поколение, сохранившись до наших дней.
Создание «Бадуаньцзинь» приписывают многим. По одной версии он зародился в даосской среде. Даосы практиковали упражнения для очищения внутренних каналов своего организма, чтобы открыть каналы для свободной циркуляции духовной энергии. Но мы остановимся на более официальной версии, по которой считается, что один из самых почитаемых и поныне героев китайской истории, маршал Юэ Фэй, создал несколько внутренних упражнений для улучшения здоровья своих солдат. По преданиям изначально существовало «Двенадцать отрезов парчи», но после того как они в течение более чем восьми столетий передавались из поколения в поколение, их число сократилось до восьми.
Юэ Фэй в Китае считается создателем не только «восьми отрезов парчи», но и ряд практикующих ушу стиля Синъи-цюань почитают его основоположником своего направления.
При создании статьи использовались материалы: Википедии, книг Ян Цзюньмина «Секреты молодости» и Ван Лина «Бадуаньцзинь».