История возникновения Школы Цюаньчжэнь — 2
С 1167 по 1169 Ван Чунъян со своими учениками занимался распространением Учения в Шаньдуне. И именно этот период считается началом формирования религиозного движения Цюаньчжэнь, которое вышло за рамки небольшой группы учеников.
В конце 1169 года Ван Чунъян уехал из Шаньдуна на запад вместе со своими четырьмя учениками, а именно Ма Даньяном, Тань Чанчжэнем, Лю Чаншэном и Цю Чанчунем. Вполне вероятно, что целью этой поездки было желание Вана распространить свое Учение в своей родной области Шэньси. Во время путешествия, в 1170 г., Ван и его ученики остановились в Бяньляне (современный Кайфын, Хэнань). В этом же году, в Бяньляне, Ван Чунъян покинул этот мир и передал основные полномочия лидера своему самому близкому ученику Ма Даньяну, а также остальным ученикам первого поколения. Благодаря активной деятельности учеников Учение Ван Чунъяна становится популярным и привлекает большое количество последователей.
Известно, что каждый из семерых учеников Вана передавал Учение немного по-своему. Это и не удивительно, поскольку продолжительность обучения каждого из них была различной, а после они занимались распространением в разных регионах. Как уже говорилось ранее, Школы учеников Ван Чунъяна известны под общим названием «Семь Школ Чжэнь Дао» (七真道派), однако для каждой школы существует также и отдельное название:
- Школа Юйсянь (遇仙派) – Ма Даньян (馬丹陽)
- Школа Наньу (南無派) – Тань Чанчжэнь (譚長真)
- Школа Лунмэнь (龍門派) – Цю Чанчунь (丘長春)
- Школа Суйшань (隨山派) – Лю Чаншэн (劉長生)
- Школа Юйшань (崳山派) – Ван Юйян (王玉陽)
- Школа Хуашань (華山派) – Хао Гуаннин (郝廣寧)
- Школа Цинцзин (清靜派) – Сунь Буэр (孫不二)
За исключением Школы Лунмэнь, основанной Цю Чанчунем, не так много известно о линиях передачи остальных учеников Ван Чунъяна. Известны имена лишь наиболее известных их первых учеников и немного биографических данных, а вот дальнейшую линию передачи от них достоверно проследить практически невозможно.
Причина, по которой Школа Лунмэнь стоит особняком в этой ситуации, достаточно проста. Известно, что за несколько лет до того, как Ма Даньян покинул этот мир, он передал обязанности лидера Цю Чанчуню. Следует сказать, что линия Чанчуня в дальнейшем стала известна под названием Лунмэньпай (龍門派), что означает «Школа Драконовых врат», и она до сих пор является одной из двух доминирующих Школ в Китае. Вторая школа — это «Чжэн И Дао» (正一道), что означает «Путь правильного единства».
Интересным историческим фактом в развитии школы Цю Чанчуня является его встреча с Чингисханом. Известно, что в 1219 году Чингисхан послал своего эмиссара Лю Чжунлюя (劉仲錄) с эскортом в Шаньдун. Прибыв на место, посланники вручили Цю Чанчуню приглашение посетить ставку великого хана. Цю дал свое согласие и в 1220 году вместе с девятнадцатью избранными учениками отправился в Среднюю Азию.
Считается, что Чингисхан желал изучить «методы сохранения и продления жизни». Однако следует уточнить, что помимо этого одним из определяющих факторов было желание получить поддержку народа в северном Китае, поскольку Шаньдун создавал политическую нестабильность из-за региональных восстаний. Так что в случае установления союза между сторонами эта встреча была выгодна для всех. Чингисхан получал поддержку северной части Китая, а Школа Цюаньчжэнь — поддержку императора и защиту от насилия монголов.
В итоге, в 1222 году, после долгого пути, произошла встреча Цю Чанчуня и Чингисхана, во время которой Чанчунь дал ему советы относительно сохранения собственного здоровья, а также о некоторых принципах успешного правления. Чингисхан и Цю Чанчунь нашли общий язык, и в 1223 году великий хан издал указ, освобождавший направление Цюаньчжэнь от всех налогов и трудовой повинности.
Спустя полгода Чингисхан издал еще один указ, в соответствии с которым Школе Цюаньчжэнь предоставлялся контроль над всеми монашескими сообществами северного Китая, включая монастыри Чань-буддизма. При этом контроль относился не только к монахам, но и ко всей собственности храмов и монастырей.
После возвращения в Китай Цю Чанчунь стал настоятелем храма, который сейчас известен под названием «Храм Белых Облаков» (白云观).
Таким образом, направление Цюаньчжэнь, а именно ответвление Цю Чанчуня под названием Лунмэнь, получило мощную поддержку, благодаря которой его Школа обрела очень большую популярность. Было построено множество монастырей, количество последователей быстро росло. В силу этого Школа Лунмэнь очень быстро стала наиболее крупной и организованной религиозной структурой, в отличие от школ других учеников Ван Чунъяна.
Но тем не менее в истории Лунмэнь остается множество «белых» пятен, что уж говорить об остальных субнаправлениях Цюаньчжэнь.