Энергетические центры и каналы
Согласно даосской традиции, в человеческом теле помимо физических органов и систем существует сеть особых «энергетических каналов», по которым циркулирует жизненная сила (Ци), а также области-центры, которые способны хранить, накапливать и преобразовывать Ци. Термин «энергетические каналы» взят в кавычки, т.к. это не является точным переводом китайского термина, одним из вариантов которого являются такие слова как «меридиан», «канал», «нить». Сделать точный однословный перевод данного термина, который бы полностью освещал, что он собой являет, не представляется возможным.
Вообще, энергетическая структура человека достаточно сложная, многоуровневая и многофункциональная, поэтому здесь мы рассмотрим ее лишь в общих чертах, дабы получить о ней базовое представление.
Энергетические центры-области
В даосской традиции рассматривают три основных «энергетических» центра-областей (верхний, средний и нижний), называемых даньтянями (см. рис. ниже). Само слово «Даньтянь» можно перевести как «Поле эликсира», иногда же его называют «котлом», что связано некоторыми его функциями. Каждый из даньтяней связан с определенным уровнем реальности, поэтому рассматривать их лишь как энергетические резервуары будет большой ошибкой. Каждый из них по своему проявляет Сокровенное Изначальное (Дао) и, поэтому, в ходе практики, понимание истинной сути даньтяня и его духовное постижение является одним из важнейших моментов.
Теперь перейдем к общему рассмотрению центров-областей:
Нижний даньтянь – находится внутри тела на уровне точки цихай, которая расположена примерно на ширину 3-4 пальцев ниже пупка (см. рис ниже). Именно она является «передней дверью» в нижний котел, потому ее название переводится как «море ци». «Задней дверью» нижнего даньтяня является точка минмэнь, которая располагается на пояснице прямо напротив пупка. Название этой точки переводиться как «дверь жизни» и она напрямую связана как с самим даньтянем, так и с почками.
Нижний даньтянь тесно связан с физической реальностью, поэтому его доминирующая функция отвечает за физиологическое состояние человека. Если он содержит мало энергии, или же слабую, инертную Ци, то физическое здоровье нарушается и возможны заболевания внутренних органов. Также этот энергетический центр является фундаментальной опорой для среднего и верхнего даньтяня и поэтому работа с ним должна быть досконально правильной, поскольку «чем лучше основа, тем выше может быть построено здание».
Поэтому, на начальном уровне, занимаются выстраиванием и формированием правильной целостной структуры даньтяня, выполняют «запечатывание для прекращения утечек», дабы Ци не рассеивалась, а также трансформируют обычный даньтянь в алхимический центр. Эта трансформация обычного даньтяня в алхимический, является важным этапом в практике нэйдань (внутренней алхимии), поскольку создание эликсира (пилюли) бессмертия не возможно в обычном состоянии этого энергетического центра.
Здесь можно привести такай пример: вскипятить воду можно и на обычной плите, но вот расплавить руду не получиться, поскольку для этого нужно доменная печь. Так и здесь, во время практики, после трансформации нижнего даньтяня, он приобретает новые более совершенный свойства, его «мощность» увеличивается и в нем становится возможным формирование и выплавление нового, более высокого качества энергии – одухотворенного эликсира. В дальнейшем этот эликсир используется для питания нашего Изначального Духа (Юань Шэнь) и пробуждения Истинной Природы. Именно в нижнем даньтяне производят сплавление энергий Инь и Ян.
Средний даньтянь находится внутри тела в грудной клетке, примерно на ширину 3-х пальцев выше солнечного сплетения. Именно средний даньтянь управляет эмоциональной сферой человека и работа с ним играет важную роль в умении контролировать эмоции, чувства и желания. Также он отвечает за нашу личную силу. В начальных методах совершенствования Сердечной Природы (Сингун) работа со среднем даньтянем играет очень важную роль, поскольку от его правильного функционирования зависит взращивание добродетельных качеств (Дэ), что позволяет раскрыть средний даньтянь, и проникнуть в сферу Изначального Духа, поэтому его еще иногда называют «дверь в Небо».
Верхний даньтянь находится внутри черепной полости и на физическом уровне включает в себя шишковидную железу (которая отвечает за духовное зрение), гипофиз, гипоталамус, таламус. Верхний центр отвечает за умственные способности и интуицию, а также играет очень важную роль в духовном развитии человека. Из всех трех даньтяней верхний имеет самую сложную структуру и состоит из девяти особых центров называемых «дворцами». Практическая работа с девятью дворцами является очень сложной и тонкой, поэтому ее изучают только на высших уровнях внутренней алхимии. Да и в целом, любая работа с верхним центром требует филигранной работы и глубокого понимания происходящих процессов, чтобы можно было реализовать необходимый результат и избежать отклонений.
Активизация верхнего даньтяня позволяет на физическом уровне активизировать спящие участки головного мозга, а также расширить границы своего восприятия, а, следовательно, и понимания Мироздания. Верхний центр также является «домом Изначального Духа» (Юань Шэнь), а это означает, что пробудить и раскрыть нашу Сердечную Природу через взаимодействие и работу с ним, будет наиболее правильным и оптимальным. Если нижный даньтянь заполнен изначальной Ци и в нем выплавлен эликсир, а средний даньтянь раскрыт посредством взращивания истинных добродетельных качеств (Дэ), тогда эликсир сможет подняться вверх по центральному каналу (Чжун Май) в верхний даньтянь и взрастить наш Изначальный Дух, позволяя ему раскрыть все свои свойства. С верхним даньтянем связаны также девять уровней Мудрости, которая проявляется когда мы питаем Юань Шэнь изначальной Ци в состоянии глубокого Покоя.
Энергетические каналы
В наше время о том, что существуют особые «энергетические каналы», по которым циркулирует Ци, известно практически всем кто интересовался восточными системами самосовершенствования. С тех пор, как чжен-цзю терапия (акупунктура) вышла за пределы Китая и распространилась по всему миру, знания о меридианах, по которым циркулирует «чудодейственная сила Ци», стали достоянием общества. Хотя в тоже время некоторые аспекты практики чжен-цзю терапии до сих пор держатся в тайне от рядового обывателя, который просто неспособен понять эти знания.
Считается, что именно Даосская традиция является матерью акупунктуры, и потому только даосские Мастера имеют исчерпывающее представление о полной системе «энергетических каналов» и их функциональных особенностях и возможностях.
Согласно акупунктуре, существует 32 меридиана, которые разделяются на Простые и Чудесные. Простых, именуемых «реками», насчитывается 12 с правой стороны и 12 с левой. Эти меридианы связаны с такими внутренними органами:
- легкие, толстый кишечник, перикард, тонкий кишечник, тройной обогреватель (ручные каналы);
- печень, селезенка, мочевой и желчный пузырь, желудок и почки (ножные каналы).
Кроме того, существует 8 Чудесных меридианов, называемых «озерами», так как они являются резервуарами для простых каналов («рек»). Когда в каком-либо простом канале не хватает энергии, он обращается за помощью к Чудесным меридианам, которые, в свою очередь, при нехватке Ци обращаются к дяньтяням, и, как правило, к нижнему. Это одна из причин, по которой нижний центр считается главным, относительно нашего физического существования.
Среди 8 чудесных каналов самыми важными считаются следующие три:
Управляющий канал (Ду май), который проходит от копчика по позвоночнику через макушку и заканчивается на верхнем нёбе. Он управляет всеми янскими каналами.
Функциональный канал (Жэнь май), который проходит от промежности по передней средней линии тела и заканчивается на кончике языка. Он управляет всеми иньскими каналами. Вместе каналы Ду май и Жэнь май, посредством их замыкания, которое производиться касанием кончика языка верхнего неба, образуют систему замкнутой циркуляции, называемой Малый Небесный Круг (Сяо Чжоу Тянь). Циркуляция Ци (эликсира бессмертия) по Малому Небесному Кругу является одной из важнейших практик в Даосской традиции. Это достаточно сложная практика, и чтобы ее понять, необходимо обладать большим практическим опытом и мудростью. Для ее освоения необходимо получить устные наставления от Наставника, дабы знать все детали ее правильного выполнения, особенности для мужчин и женщин, возможные отклонения и ошибки. Ну, и самое главное, понимание духовного аспекта Малого Небесного Круга.
Срединный канал (Чжун май), начинающийся в промежности и проходящий внутри тела по центральной оси через все три даньтяня и заканчивающийся на макушке в точке байхуэй. (см. рис.) Срединный канал иногда называют Пронизывающим и именно по этому каналу душа, на определенном уровне, может выходить за пределы тела, и способна путешествовать в другие миры для обучения, и возвращается обратно. Этот же канал используется в практике «правильной смерти» — она заключается в том, во время смерти практикующий собирает свою Ци, соединяет ее с Шэнь и переносит свой дух в другой, высший мир, который соответствует его уровню развития. Канал Чжун май хранит в себе великое таинство и он участвует во всех высших алхимических преобразованиях.
Используя канал Чжун май, мы можем осуществить великое единство трех сил – Неба, Земли и Человека, а также осуществить сплавление всех возможных уровней реальности, которые воплощают в себе даньтяни. Этот результат приведет к Истинному глубокому пониманию себя, окружающего мира и своего места в нем, а также позволит обрести как духовное просветление, так и реализовать высший результат, называемый «Небесный Бессмертный». На этом уровне практикующий обретает «Тело Света» и на 100% постигает свою Изначальную Природу. Потому значение канала «Великая Небесная ось» невозможно переоценить.
Также существуют особые энергетические каналы, которые используются только в практике нэйдань (внутренняя алхимия), — их называют внутреалхимическими, а расположение и способы работы с ними ранее держались в большом секрете. Но, так как сейчас настало время «расширения Пути», часть методов работы с этими каналами сейчас передается открыто.