Божества в Даосизме
В Даосизме рассматривают две категории Божеств – Прежденебесные (сянь тянь) и Посленебесные (хоу тянь).
Прежденебесные Божества – это те, которые существовали еще до возникновения проявленного мира, никогда не рождались в теле и, соответственно, никогда не были людьми. И хотя некоторые из них могли проявляться в человеческом обличьи, все равно они остаются Прежденебесными.
Посленебесные Божества – это люди, которые обрели совершенство в ходе внутренней культивации и стали Бессмертными
В иерархической лестнице Прежденебесные Божества не всегда стоят выше Посленебесных Божеств, так, например, Бессмертный Люй Дунбинь обладает более высоким рангом и могуществом, чем Чиновники Небес, Земли и Воды.
Общую иерархию Божеств можно описать следующим образом: Высшие Божества имеют в своем имени приставку-титул «Небесный Достопочтенный» или «Небесный Государь» (Тянь Цзунь), за ними идут Императоры (Ди), далее цари (Ван), потом бессмертные (Сянь) и уже затем различные духи (Шэнь). Хотя, опять же некоторые бессмертные (Сянь) могут стоять выше тех, кто имеют статус Ван и Ди.
1. Тайшан Лао Цзюнь (太上老君)
Несмотря на то, что Лао Цзы был реальной фигурой в истории Даосизма и вроде бы его можно было бы отнести к Посленебесным Божествам, тем не менее во всех религиозных направлениях Даосизма он воспринимается как Высшее Божественное проявление. Поэтому Лао Цзы имеет следующие титулы: Лао Цзюнь (Старый Государь), Тайшан (Высочайший Предок). Фактически Лао Цзы выступает в роли персонификации Дао, и считается, что одно из первых его появлений в этом мире было еще во времена правления Императора Хуан-ди (в 27 в. до н.э.) в виде его духовного наставника Гуанчэн-цзы. И лишь потом он самовозродился в 5 в. до н.э. в виде уже самого себя, создав тело собственной матери — «нефритовой девы» (юй нюй) и будучи зачат от солнечной энергии, что сгустилась в пятицветную жемчужину и была ею проглочена. Пребывая в утробе 81 год, он воплотил в себе все свое совершенство (9 Инь умноженное на 9 Ян) и был рожден в наиболее благоприятное время для появления Мудреца.
Лао Цзы прожил около двухсот лет и вознесся обратно на Небеса. Он является источником всего Мироздания, олицетворяет Высшую Мудрость, обладает силой творения и разрушения Вселенной. Когда изображают Божественное Высшее Проявление (Тайшан Лао Цзюня), то он одет в мантию, которая иногда покрыта триграммами, сидящем на троне и держащим в левой руке сосуд с эликсиром бессмертия, а в другой «веер-опахало», что воплощает в себе сущность Солнца и Луны, а потому обладает возможностью балансировать и/или усилить энергию Инь и Ян в Мироздании. В таком облике он напоминает Божество Сферы Высшей Чистоты Дао Дэ Тянь Цзуня (о котором ниже). Возможны также и другие изображения Лао Цзюня. Когда же изображают воплощенного Лао Цзы, то чаще всего он предстает перед нами в простом одеянии едущем верхом на водяном буйволе.
2. Три Чистых (Сань Цин 三清)
Три Чистых (Сань Цин) являются функциональными эманациями Тайшан Лао Цзюня и проявляются в виде Правителей Небесных Сфер (三天 — Сань Тань): Юйцин (玉清 — «Нефритовая Чистота»), Тайцин (太清 — «Великая Чистота») и Шанцин (上清 — «Высшая Чистота»).
Сферой Нефритовой Чистоты (玉清) управляет Божество, которое имеет следующие имена: Юаньши Тянь Цзунь (元始天尊) («Изначальный Небесный Владыка» или «Изначальное Начало Небесной Почтительности»), Небесный владыка Беспредельности (У цзи тянь цзунь), и носит титул Тяньбао («Небесная Драгоценность»). Ему подвластно все Мироздание, Божества и духи. Сфера Нефритовой Чистоты являет собой сферу У Цзи (Беспредельное) и олицетворяет высший уровень бессмертия, где происходит слияние с Дао, стирание любой формы дуального восприятия и разделения на субъект и объект. Этого уровня достигают Небесные Бессмертные. День Изначального Небесного Владыки празднуется в день зимнего солнцестояния.
Сферу Высшей Чистоты (上清) правит Божество именуемое как: Линбао Тянь Цзунь (靈寶天尊) («Небесный Владыка Духовной Драгоценности»), Тайши («Великий Первоначальный») и Тайшан Даоцзюнь («Великий Государь Дао»). Он управляет временем, разделяет его на периоды, контролирует взаимодействие сил Инь и Ян и Пяти Стихий (У Син). Сфера Великой Чистоты воплощает собой достижение среднего уровня бессмертия и поэтому еще называется Сферой Тайцзи (Великого Предела), где еще присутствует тонкое разделение на двойственное восприятие Мироздания (Инь и Ян), но в тоже время присутствует понимание и ощущение, что эта дуальность есть не что иное, как Дао в своих разных проявлениях. Этот уровень доступен Земным Бессмертным. День Небесного Владыки Чудесной Драгоценности отмечается в день летнего солнцестояния.
Сферой Великой Чистоты (太清) контролирует Божество именуемое как Дао Дэ Тянь Цзунь (道德天尊) (Небесный Государь, [Воплощающий] Путь-Дао и Благую Силу-Дэ). Это Божество связывают с самим Тайшань Лао Цзюнем, а поэтому еще называют Шэнь Бао (Духовная/Божественная драгоценность). Сфера Высшей Чистоты являет собой сферу Багуа (восьми триграмм, восьми сил) и ее достигают Человеческие Бессмертные. День Небесного Государя (Воплощающего) Путь-Дао и Благую Силу-Дэ приходится на 15-й день 2-го лунного месяца.
В некоторых направлениях Даосизма «Три Чистых» стоят на высшей ступени иерархии, и воспринимаются как тройственное проявление самого Дао, а Тайшан Лао Цзюня соотносят с Божеством Сферы Высшей Чистоты Дао Дэ Тянь Цзунем, и почитают как ученика Юаньши Тянь Цзуня, а соответственно и празднование дня Лао Цзы у них приходиться на 15-й день 2-го лунного месяца.
В теле человека Три Чистых соотносятся с тремя даньтянями и чистыми изначальными энергиями, которые с ними связаны. Так Сфера Нефритовой чистоты связана с Изначальным Духом (Юань Шэнь); Сфера Великой чистоты – с Изначальной Энергией (Юань Ци); Сфера Высшей Чистоты – с Изначальной сущностной субстанцией (материально проявленной, структура-образец-матрица материальности) (Юань Цзин).
Один из вариантов выполнения ритуально-алхимической практики, связанной с «Тремя Чистыми» заключается в следующем: прежде, чем войти в храм и зал для совершения священного действа, человек должен оставить снаружи все свои заботы и проблемы, опустошить свое сердце-сознание от всего Мирского и вознести свои помыслы к Дао. После этого можно войти в храм и совершить от 3 до 9 поклонений каждому из Трех Чистых. При этом адепт должнен внутренне соотносить Три Сферы и их Божественных Правителей со своими тремя даньтянями, сопоставлять и прочувствовать взаимосвязность энергий (Трех Чистых и трех даньтяней) и их уровней реальности существования. Практикующий должен помнить, что хотя Три Чистых и являются личностными проявлениями Высшего Изначального, но в тоже время они выражают лишь определенные его грани.
После того как совершены поклоны, адепт отправляется к треножнику, который стоит во дворе, с тремя благовонными палочками в руках. Подойдя к треножнику, он видя, что тот стоит на трех опорах, понимает что, лишь соединив вместе Три Изначальных Энергии (Цзин, Ци и Шэнь), постигнув Изначальную Природу Трех Сфер и их Божественных Правителей можно обрести Истинное Дао. Поэтому для начала он внутренне объединяет вместе Три Силы (Небо, Земля и Человек) ощущая единство со всем Мирозданием, со всеми проявлениями Дао и направляет свой Дух к постижению Высшего Изначального или Тайшань Лао Цзюня, который и есть Первичная Эманация Дао, постижение которой приводить к обретению единства с самим Дао. Сам же по себе треножник состоит из трех секторов, которые символизируют три уровня реальности и три дяньтяня в теле человека.
Подойдя к треножнику, адепт соотносит его три сектора со своими центрами (даньтянями) и подносит палочки к голове (к верхнему даньтяню) дабы активизировать Изначальный Дух Шэнь. Затем палочки бросаются в треножник. При этом даос понимает, что это действие символизирует помещение алхимических ингредиентов в нижний даньтянь где и происходит процесс их выплавления и горит духовный огонь. Когда духовный огонь сжигает благовония, они соединяются в единую энергию образуя эликсир бессмертия, который в виде дыма поднимается вверх пронизывая и заполняя собой все три сектора треножника. Наблюдая за этим священным действом, адепт должен почувствовать, как будто все это происходит в его собственном теле, которое и есть сам треножник. Он ощущает как его внутренние Изначальные Сокровища (Цзин, Ци и Шэнь) сначала поместились в нижный даньтянь (когда благовония упали в треножник) и, переплавившись в Единую Ци, образуют эликсир бессмертия, который, испаряясь, поднимается вверх активизируя средний и верхний даньтяни, а также заполняет все тело, открывая и трансформируя энергетические каналы и каждую клетку организма.
Почувствовав, как происходят вышеуказанные трансформации внутри, адепт отправляется в свою комнату, и сев в позу для медитации должен поддерживать этот трансформационный процесс как можно дольше.
Также этот ритуал может быть разбит на две независимых части (хотя можно рассматривать его и как две части соединенные в одно священное действие): 1. Поклонение Трем Чистым; 2. Работа с треножником. Так или иначе, практика заканчивается медитацией, направленной на постижение своей истинной реальности и работу с изначальными сокровищами (Цзин, Ци и Шэнь).
3. Юй Ди (玉帝)
Ниже Трех Чистых стоит Нефритовый Император (Юй Ди), которого также называют Верховный Владыка Нефритовый Государь (Юй Хуан Шан Ди, 玉皇上帝), Великий небесный владыка Нефритовый император (Юй Хуан Да Тянь Цзунь) и Высший владыка Сокровенной Одухотворенности (Сюань Лин Као Шан Ди). Иногда его почитают как воплощение правителя Сферы Высшей Чистоты Линбао Тянь Цзуня («Небесный владыка Духовной Драгоценности»). Сама персонификация Юй Ди сформировалась примерно в 10 в.н.э., а в более древние времена Нефритового Императора называли просто Шан Ди («Верховный Владыка», «Высшее Божество»), который не был персонифицирован и выступал как некая высшая сила. Культ Шан Ди зародился еще во 2-м тыс. до н. э. Юй Ди является правителем Небес, ему подчиняются Небо и Земля, Божества (что стоят по рангу ниже) и духи.
Также он является управителем судеб людей и вознаграждает счастьем, здоровьем, долголетием и богатством тех, кто совершает благие дела и ведет праведную жизнь, и наказывает, лишая всего вышеперечисленного, если человек совершает злодеяния или порочные действия. Небесная обитель и дворец Нефритового Императора находится на самом высоком Небе (36-е Небеса), и поэтому он может видеть и править всей Вселенной. Иногда говорят о том, что он живет на горе Юйцзиншань. Юй Ди изображают с бородой и усами, в императорском головном уборе и халате с вышитыми драконами, сидящем на троне и держащим в руках нефритовую дощечку, что символизирует его власть. На его лице выражено спокойствие, величие и мудрость. Еще он обладает различными особыми способностями, например, менять свой облик 72 способами. Поскольку Юй Ди является Императором, то у него существует одиннадцать министерств: Грома, Огня, Воды, Времени и времен года, Пяти священных гор, Изгнания демонов, Войны, Финансов, Медицины, Общественных работ и Литературы. А потому в подчинении Нефритового Императора находится очень большая свита подчиненных духов и божеств, есть чиновники, посыльные, небесное войско, судьи и т.п.
Считается, что с 24-го на 25-е число 12-го лунного месяца Юй Ди спускается на Землю и до 9-го дня 1-го лунного месяца, совершая обход своих владений, вознаграждает или наказывает всех, кто этого заслуживает. Тот же последний день (9-го дня 1-го лунного месяца) считается днем Нефритового Императора. Поклонения Юй Ди совершаются, либо когда выражается почтение Небесному Владыке при обходе храма или ритуальных действиях, или же когда человек хочет попросить о том, что связано с понятием, что можно назвать «мирское счастье».
4. Сиванму (西王母)
Сиванму (Матушка-Императрица/Владычица Запада) иногда еще называют Цзинь-му («Золотая Матушка»). Она живет в горах Куньлунь, что своею высотой достигают небесных миров, в прекрасном огромном дворце, что расписан золотом небесными художниками. Весь ее дворец окружен большой стеной и лишь через одни врата можно проникнуть внутрь. Сиванму является хранительницей Пути на Небеса и дарует долголетие, а также решает, кто достоин того чтобы стать бессмертным, а кто — нет. Ей подвластна жизнь всех людей, кроме тех, кто стал истинным мудрецом, святым или бессмертным. Владычица Запада в целом очень необычное Божество и может представать в разных ипостасях.
Так, например в «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4—2 вв. до н. э.) о ее облике говорится, что она похожа на человека, но имеет хвост барса и клыки тигра, она ведает небесными карами и пятью наказаниями, может насылать стихийные бедствия и эпидемии. Когда она «не в духе», в её растрёпанных волосах торчит заколка, и она любит громко свистеть. От этого свиста разлетаются в панике коршуны и прячутся, падая ниц, тигры. В такие моменты она живет в уединенной пещере, а пищу ей приносят три священные синие птицы, которые могут превращаться в прекрасных дев. Другой ее облик воплощает высшее женское Божественное Начало, и здесь она уже предстает в виде прекрасной женщины в красивых одеяниях, которую с левой стороны окружают невинные девы, а с правой – отроки. Ее сопровождают небесной красоты павлины, а у ее ног бродит тигр, что олицетворяет сторону света Запад, а также высшую справедливость. Рядом с Сиванму сидят лунные зайцы, что в своих ступах толкут снадобье бессмертия. Во дворце Владычицы Запада растут рощи разных персиковых деревьев, что плодоносят раз в три тысячи лет, раз в шесть тысяч лет и раз в девять тысяч лет. И когда персики бессмертия созревают, а обычно это происходит в третий день третьего лунного месяца, то Императрица устраивает пиршество, на которое приглашает других Божеств, бессмертных и некоторых духов.
У Сиванму есть супруг Дунван-гун (Владыка Востока). Обычно его изображают с белыми волосами имеющим человеческий вид с птичьим лицом, тигриным хвостом и ростом около трех метров. Он также почитается как покровитель бессмертных. День Сиванму отмечают 7-го лунного месяца в 7-й день, поскольку число семь символизирует металл и сторону света запад. Иногда могут отмечать и в 3-й день 3-го лунного месяца, дата которого совпадает с возможной раздачей персиков бессмертия на Небесах. День Дунван-гун отмечают в 6-й день 2-го лунного месяца.
Ритуалы почитания Богине Сиванму совершают те адепты, что желают стать на Высший Путь и обрести Бессмертие. Также есть ритуально-алхимические методы в которых даос ощущает связь с Сиванму, что достигается посредством созерцания ее сначала снаружи (статуя или изображение на картине), а затем и уже только посредством внутреннего видения (нэй гуань). Когда же обретается внутреннее видение Сиванму, то адепт внутренне проявляет намерение обрести истинное бессмертие и опустошает свое сердце-сознание, дабы Богиня могла даровать ему эликсир бессмертия, что растворяет окончательно все омрачения и невежество, при этом трансформируя тело даоса в светящуюся сущность.
В целом можно сказать, что Юй Ди и Сиванму это примерно равнозначные Божества и их ведомства составляют высшую административную структуру управления Мирозданием. Они наказывают и прощают, даруют блага, если есть заслуги, и отбирают их за проступки, следят за соблюдением причинно-следственного закона (т.е. то, что впоследствии стало называться буддистским термином «карма»). Ведомство Нефритового Императора больше уделяет внимание делам обычных людей, а Владычица Запада – делам практикующих адептов, взыскующих бессмертие и духовное просветление.
5. Доу му (斗母) и Тайсуй (太歲)
Доу му, или Матушка Ковша, является Божеством, что живет на звездах Большой Медведицы, отсюда и проистекает ее имя. У нее восемь рук, в которых она держит солнце и луну, лук со стрелами, копье, колокол, печать, а две другие руки сложены в жест (китайский термин «шоуинь» или санскритский – «мудра») сострадания. Лук со стрелами и копье символизируют ее власть над болезнями и страданием, колокол – означает сострадание, печать – власть над смертью, Жест сострадания говорит о возможности помогать страждущим и исцелять недуги. Солнце и Луна означают, что она является матерью всех небесных тел в понимании обычного человека, а для практикующего адепта еще и то, что если хочешь обрести здоровье, счастье и долголетие, то необходимо не только культивировать сострадание, но еще и уравновесить силы Инь (Луна) и Ян (Солнце) в своем теле. Также соотнести внутреннее силы Солнца и Луны с внешними Солнцем и Луной, которые не просто светила на Небе, а Изначальные Силы Мироздания. А после этого еще и соединить (сплавить) в себе эти две противоположности, дабы мог образоваться Эликсир Бессмертия. Также, поскольку она управляет движением звезд, что неизбежно влияет на циркуляцию внутренней Ци, то к ней могут обращаются и за помощью в практиках, где работают со звездами и созвездиями, или чтобы она уменьшила их негативное влияние и увеличила положительное. Доу му почитают как целительницу и покровительницу врачей и как дарующую и помогающую обрести Великое Снадобье/Эликсир Бессмертия.
День Доу му отмечается 9-го дня 9-го лунного месяца, и является частью ритуальной церемонии в честь Божеств Звезд Большой Медведицы.
В подчинении Доу му находятся божества Тайсуй Син Цзюн (太歲星君), которых всего 60, и они связаны с китайским календарем, как раз и являющимся шестидесятилетний (12 животных проявленные через каждую из 5 стихий). Считается, что каждому году и, соответственно, человеку, который в этот год родился, покровительствует один из божеств Тайсуй,. Если человек хочет, чтобы у него был удачный год, то ему рекомендуется делать подношения своему Тайсуй. Обычно для этого ему делаются поклоны, читается формула-почитание и подносятся благовония.
Если же практикующий адепт практикует ритуально-алхимические методы связанные с Доу му, то выполнять подношения Тайсуй ему уже может быть необязательно, поскольку он обращается к Божеству, которое контролирует всех Тайсуй, и ежели с ним достигнута гармония и внутренние соответствие, то она (Доу му) уже сама урегулирует жизнь человека.
6. Семь Звездных Владык Большой Медведицы (Северного Ковша) 北斗星君
Семь Звездных Владык Северного Ковша (Бэй-доу ци син ван) – это Божества, что живут на звездах Большой Медведицы (Северного Ковша). В Даосизме считают, что все люди рождаются под доминированием, зависимостью и покровительством одной из этих Звезд. В первый и пятнадцатый день каждого лунного месяца, а также первые семь дней девятого лунного месяца Божества этих звезд спускаются на землю, дабы собрать всю информацию о людях, их проступках/злодеяниях и добродетелях, чтобы доложить ее Нефритовому Императору (Юй Ди). Когда же эта информация попадает к Юй Ди, то он в соответствии с ней принимает решения о наказаниях или поощрениях и издает соответствующие указание. Иногда говорят о том, что сбор информации о людях происходит постоянно, а во время сошествия Семи Владык, они лишь сообщают приговор Юй Ди. Так или иначе, жизнь человека зависит от донесений Нефритовому Императору информации о нем и его действиях, а раз это так и это напрямую зависит от действий Семи Звездных Владык Северного Ковша, то их также почитают как Божества здоровья и долголетия. Из-за того, что Север связан со пассивной стихией Воды, то Семь Владык обычно сообщают те приказы Нефритового Императора о наказаниях или поощрениях, которые должны быть растянуты во времени.
Поскольку Семь Звездных Владык Северного Ковша во время сошествия с Небес сопровождают Левый и Правый Хранители, то всех их вместе называют «Девять Владык Северного ковша». Ниже приводятся имена всех Владык:
- Владыка Тань Лан (貪狼)
- Владыка Цзюй Мэнь (巨門)
- Владыка Лу Цунь (祿存)
- Владыка Вэнь Цюй (文曲)
- Владыка Лянь Чжэнь (廉貞)
- Владыка У Цюй (武曲)
- Владыка По Цзюнь (破軍)
- Владыка Хранитель-помощник Цзо Фу (左輔)
- Владыка Хранитель-помощник Ю Би (右弼)
7. Шесть Владык Звезд Южного Ковша 南斗星君
Шесть Владык Звезд Южного Ковша (нань-доу лю син ван) известно, что они могут даровать благоденствие и процветание или же лишить их. Поскольку Юг связан с активной стихией Огня, то Шесть Владык обычно сообщают те приказы Нефритового Императора о наказаниях или поощрениях, которые осуществляются немедленно. Ниже приводятся имена Шести Владык:
- Тянь Фу Сы Мин Син Цзюнь (天府司命星君)
- Тянь Сян Сы Лу Син Цзюнь (天相司祿星君)
- Тянь Лян Янь Шоу Син Цзюнь (天梁延壽星君)
- Тянь Тун И Сюань Син Цзюнь (天同益算星君)
- Тянь Шу Ду Э Син Цзюнь (天樞度厄星君)
- Тянь Цзи Шан Шэн Син Цзюнь (天機上生星君)
Практикующий адепт, почитая Семь Звездных Владык Северного Ковша и Шесть Владык Звезд Южного Ковша, должен понимать, что многое в его жизни зависит от его поступков и действий. А посему он должен постоянно помнить о необходимости культивации добродетельных качеств, искоренения своих пороков, несовершении злодеяний и помощи всем страждущим. Ведь Владыки Звезд действуют безупречно, и от них невозможно что-то укрыть или подкупить, а потому воздаяние неизбежно свершится. И если будет совершено много недостойных поступков, то рано или поздно Нефритовый Император, разобрав это дело, издаст указ о лишении здоровья и процветания, Владыки Звезд без колебаний сообщат его, он будет воплощён Тремя Чиновниками (Сань Гуань) в жизнь, и спрятаться будет негде.
8. Тай И Тянь Цзунь 太乙天尊
Тай И Тянь Цзунь (Небесный достопочтимый Великого Единого) – одно из верховных Божеств, что находится в подчинении у Нефритового Императора и обитает на Пурпурной звезде — Цзывэй. Тай И восседает на девятиглавом льве, в левой руке у него сосуд со сладкой росой, а в правой — нефритовый меч (могут изображать и без меча). В целом же за многие века представления о Божестве Тай И претерпевали изменения, поэтому говорить об однозначном его восприятии невозможно, и в здесь приводится одно из последних представлений о нем.
Тай И Тянь Цзунь является Правителем мира мертвых и символизирует сострадание, поскольку он следит за тем, чтобы умершие души не стали заблудшими духами и призраками, а после того как отправятся в загробный мир, смогли быстрее вынести необходимый для них урок и перевоплотиться вновь. Существует особый «Праздник всех душ», в котором почитание Тай И Тянь Цзунь играет важную роль. День Тай И Тянь Цзуня отмечается в 11-й день 10-го лунного месяца.
9. Три Чиновника: Небес, Земли и Воды (Сань Гуань) (三官)
Чиновники Небес (Тянь Гуань), Земли (Ди Гуань) и Воды (Шуй Гуань) – являются Божествами, что управляют всеми природными силами Неба, Земли и Воды, а также приводят в действие указы Нефритового Императора относительно людей, будь-то наказания или поощрения. Чиновник Неба может даровать процветание человечеству (народу или группе людей) или же, например, послать засуху. Чиновник Земли – прощает проступки и злодеяния, а может вызвать и землетрясение. Чиновник Воды – может избавить от различных несчастий или же вызвать наводнение (или любое несчастье, где задействована вода). Трех чиновников обычно изображают вместе, в чиновничьих нарядах и с дощечками для записей в руках. Поскольку Сань Гуань также управляют годовым циклом, то поэтому праздники посвященные им отмечаются:
- Чиновник Небес управляет Началом сезона – 15 день 1-го лунного месяца. Праздник Фонарей является частью этого праздника.
- Чиновник Земли управляет Серединой сезона – 15 день 7-го лунного месяца.
- Чиновник Воды управляет Окончанием сезона – 15 день 10-го лунного месяца.