Обеты и зароки

Девятый закон из 36 истин цигун Кэ Юньлу на языке чань-буддизма звучит так:

Если сердце спокойно, то зачем нужны обеты и зароки, если поступки справедливы, верны, то зачем нужна медитация?

Обеты и зароки даются для того, чтобы успокоить сердце, избавиться от страстей. Если вы уже имеете покой в душе, то обеты и зароки становятся ненужными. В спокойствии огромная сила! Живя в миру, невозможно строго выполнять все заповеди, поэтому следует добиваться спокойствия духа, живя обычной жизнью.

Будьте честными, справедливыми в своих делах, и тогда вам не будет нужна и медитативная практика. Если мысли (мышление) не искривлены, то и ци находится в прекрасном состоянии.

В данном случае речь идет о культивации аспекта «Син», о котором так много уже было сказано. Все мы живем в миру. Я исхожу из того, что большинство людей, которые читают эти строки, живут социальной жизнью, ходят на работу, стирают и гладят свою одежду, покупают проездной на метро в начале месяца… все это – оковы социальной жизни. Иногда хочется плюнуть на все и уехать на дачу за 200 километров, и там только цигунить, медитировать и даже ни с кем не болтать. И есть только овсянку, чтоб не тратить такую кучу времени на приготовление еды.

Как выделить время, чтобы заниматься? Я думаю, каждому знакома эта песня – едешь домой, думаешь, ну все, приду, поем и часик-полтора позанимаюсь. Приходишь домой, греешь еду, смотришь новости, сидя на диване с семьей, заходишь в интернет «на минутку»… и вдруг наступает полночь. А завтра рано вставать. Вот и помедитировали… Еще более грустная тема – все те будильники, которые были поставлены на пять утра с известной целью, но так и не разбудили отважного практикующего :-)

Выделять время для практики очень важно. И нужно раздвигать повседневные заботы, чтобы втиснуть туда 40-минутное занятие цигун, получасовую медитацию. Но нужно быть гибким. Сегодня позаниматься не удалось, например. По объективным причинам или из-за собственной лени. И начинается самоедство и самоуничтожение. Вот я такой непунктуальный (такая непунктуальная), ничего у меня в жизни не выйдет, стыдно себе в глаза посмотреть… и много  обидных и унизительных слов в свой адрес. Заниматься от этой самокритики человек больше не начнет, а вот настроение себе испортит. И не только себе, а близким, сослуживцам, а такаже комнатным цветам, которые не имеют ног, чтобы смыться от него подальше. Как было сказано ранее, своим негативом мы отравляем себя, людей, пространство вокруг. Это не способствует улучшению мира.

[zdao_restrict]

Встречаешься с товарищем, пьешь кофе на парапете. Он вчера занимался весь день, а ты за целую неделю даже подушку для медитации в руки не взяла. И начинается внутри отравление пространства, начинается гнобеж и самокритика… Я не знаю, может, так не у каждого, но у меня создается впечатление, что занятия цигун и медитация – вещь цикличная. Иногда хочется заниматься много, и получается — само появляется время. И ты занимаешься, а потом пьешь чаёк, заедаешь конфетой и снова идешь заниматься. Иногда хочется попрактиковать, но всякие мелочи отвлекают твое внимание. Иногда просто нет вдохновения, и хочется глядеть в окно или же читать книгу о жизни кого-то из великих мастеров.

Мне кажется, не нужно себя душить, заставляя медитировать или заниматься цигун. Так можно только выработать негативный рефлекс. Нужно подхватывать свое внутреннее желание и воплощать его. Захотелось, пошел, сделал… захотелось чаю с мятой, пошел и заварил. Захотелось позаниматься – идешь, делаешь цигун, классно! И важно не ругать себя, что пропустил день, или два, иди меньше сделал… Как говорит народная мудрость — «себя не нужно гнобить, себя нужно взращивать».

Практика циклична, и понимая это, мы сможем более мягко и плавно приучить себя к регулярным занятиям. И важно слушать себя – если «не лезет» больше, то можно поделать другое упражнение, или сделать паузу. Насилие над своей тонкой природой – не лучшая вещь.

Так вот, живя в миру, имея работу и множество социальных обязательств, занимаясь с возможной для себя регулярностью, нам очень важно помнить о культивации аспекта «син» в миру. То есть в обычной жизни. То есть в магазине, в метро, в троллейбусе, на выборах мэра и даже на выборах президента. Помнить о культивации «син» в отношениях с посторонними людьми, и в ситуациях с близкими и родными существами.

obeti2

Почему так много говорится о культивации «Син», иногда даже больше, чем о выполнении упражнений? Я читала книгу «Маг с Явы» Косты Данаоса, это книга о Джоне Чане, мастере школы Мо-Пай. Коста Данаос учился у Джона Чана, и однажды Джон рассказал ему историю о собственном учителе, Ляо-шифу.

Семья Ляо-шифу жила в глубинке, в Китае, в отдалении от цивилизации. И его семья враждовала с кланом, который жил в соседней деревне. То одна, то другая сторона время от времени одерживала верх, и борьба была очень жестокой. На несколько лет Ляо-шифу уехал учиться. И когда он вернулся в родную деревню, оказалось, что вся его семья истреблена другим кланом. Тогда он употребил свое мастерство для того, чтобы расквитаться с ними. Говорят, после его мести в той деревне даже не росла трава. Совершив месть, Ляо-шифу осознал принесенный ущерб, и тем горше ему было, что разрушения он производил с помощью своего дара. Раскаяние жгло его в тысячу раз сильнее, чем ранее – желание отомстить. «Поэтому мы так внимательно относимся к выбору учеников, Коста – подытожил Джон. – Мы не имеем права воспитывать монстров».

Может, не каждому из нас суждено достигнуть могущества. Но образ человека, обладающего могущественным даром – когда этот человек совершает месть или обращает свои таланты на уничтожение живого – этот образ достаточно яркий. Пусть каждый из нас держит его в памяти – чтобы сохранять равновесие.

Конечно же, Син и Мин идут рука об руку. Культивируя свою энергетику, очищая ее, мы должны так же культивировать и очищать помыслы. А чистота сердца поможет продвинуться в медитативной практике.

И давайте будем честны, не с другими, так хотя бы с собой. Важно ведь не просто повторять «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Не отрицать свою обиду, раздражение, злость, возмущение. Не пытаться затолкать их поглубже. А работать с этой эмоцией, прощать, отпускать, освобождаться. Лучше простить человека на 50% и надеяться, что еще 30% получится со временем, чем отрицать сам факт обиды. Лучше пробовать быть хорошим понемножку, но искренне, чем очень много, сразу, но при этом обманывая себя.

Совершай ту справедливость, которую сейчас можешь. Со временем ты сможешь больше. Это так же, как в занятиях цигун – со временем ты сможешь больше, если сейчас не будешь насиловать себя.

[/zdao_restrict]

Автор Олеся

Вам может также понравиться...